03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КУДА ВЕШАТЬ ШЕДЕВР?

Божок Галина
Опубликовано 01:01 29 Апреля 2008г.
Все отделы любого музея во время подготовки к выставке переживают очень напряженную пору. Сотрудники Московского музея современного искусства рассказали нам, чем занят каждый из отделов, когда до открытия выставки остаются считанные дни.

ХРАНИТЕЛИ ФОНДОВ
В прошлый понедельник, 21 апреля, в музее состоялось открытие выставки художников Ирана. Ящики с восточным искусством попали в руки хранителей только в субботу - иранцы никуда не торопились. Не было возможности подготовить какие-то материалы заранее. На вопрос, что везут, иранская сторона отвечала: "Вот когда привезем, тогда и увидите". Так что произведения иранского искусства были для музея вроде кота в мешке. Пришлось управиться со всем в два дня. Хранители должны были определить метод и стиль и написать аннотации на творчество каждого художника, имея перед собой только картины и ничего больше. Музею повезло в одном: переводить названия работ не пришлось, потому что многие из них были вовсе безымянными.
Вообще хранители считаются настоящей элитой среди музейных сотрудников. Именно в их руки попадают произведения из частных галерей и от самих авторов - другими словами, они принимают на ответственное хранение все экспонаты. До дня открытия обычно уже подготовлены документы приема, в которых описана сохранность поступивших предметов. Все "трещинки" посчитаны. Это очень важно, потому что на музее лежит ответственность за состояние работы после проведения выставки.
Хранители делают детальное описание каждого экспоната: автор, год создания, материал, техника, размеры, сохранность. Искусствоведам по образованию, им зачастую приходится дополнять недостающую информацию о работах - в этом им помогают научные труды и интернет.
МОНТАЖНИКИ
Монтажники - это сила музея. В прямом и переносном смысле. Именно они распаковывают ящики с экспонатами, переносят и вешают произведения искусства так, как это предполагает тематико-экспозиционный план, подготовленный куратором выставки. Работа трудоемкая, приходится попыхтеть - один экспонат может весить несколько десятков килограммов. Обычно в создании экспозиции активно участвует автор. И тут начинаются противоречия: художник хочет, чтобы эта картина была в центре зала, куратор желает поместить ее в конец стены и т.п. Так что монтажнику приходится перевешивать картины по нескольку раз. Обычно художник и куратор все-таки приходят к консенсусу. На иранской выставке экспозиция была выбрана простая: на каждого художника - по залу (а всего художников было девять). Работы можно было располагать на стенах как вздумается. Только с художниками-каллиграфами оказалось сложнее: их работы, связанные с текстом, нужно было вешать в определенной последовательности. Общение было налажено через переводчиков, в подготовке выставки их участвовало трое. Порой они куда-то исчезали, и тогда разговаривать приходилось с помощью жестов - с английским у иранцев оказалось совсем худо. Но, слава богу, люди искусства друг друга понимают на уровне интуиции, так что справились. Не пришлось и особо надрываться - самое большое полотно было размером метр на два и весило сравнительно немного.
СОТРУДНИКИ ВЫСТАВОЧНОГО ОТДЕЛА
Этот отдел занимается созданием экспозиции. На выставке иранских художников было представлено около двухсот работ. Их нужно было распределить по девяти залам, развесить и расставить так, чтобы экспозиция радовала глаз. Работали два дня до позднего вечера и все сделали - сотрудники закалены периодическими форс-мажорами.
Но бывает, конечно, что в спешке случаются курьезы. Одну из картин повесили вверх ногами. Хорошо еще, что смотритель вовремя заметил. Пришлось быстренько перевешивать за считанные минуты до открытия.
Еще сотрудники выставочного отдела создают план выставок на определенный срок, распределяют обязанности между всеми отделами, то есть вся ответственность за решение организационных вопросов лежит на них. Именно в этот отдел обращаются художники, желающие организовать выставку своих произведений, - это может быть даже человек с улицы.
Если работы концептуально подходят музею, то заявка рано или поздно преобразуется в выставку. В год бывает около восьмидесяти заявок, выставок - примерно столько же. Отказы - это редкое явление.
УБОРЩИЦЫ
Самое тяжелое время для уборщиц - это утро в день открытия. Работницы пришли ранним утром в понедельник и начали убирать все, что в воскресенье вечером оставили после своей работы монтажники и сотрудники выставочного отдела. Все, кроме стекол на картинах и рам. К ним могут прикасаться только реставраторы. После открытия у уборщиц снова начинается "веселая жизнь". После торжественной части приходится ликвидировать следы от вина, выгребать бокалы, визитки, клочки бумаги и прочий мусор.
СМОТРИТЕЛИ
Раньше в дни подготовки выставки смотрители сидели в музее до полуночи, следили, чтобы в зале не было посторонних. Теперь этим занимается выставочный отдел.
Однако когда выставка открывается, то смотрителям приходится нелегко. Залы наполняются огромным количеством посетителей, каждый третий из которых норовит нарушить правила: они фотографируют, тянут руки к экспонатам, громко разговаривают. "Мы всегда крайние. Посмотрите, что про нас в интернете пишут. Бабки-сталинистки и тому подобное", - жалуется смотрительца Московского музея современного искусства. - Вон я говорю приличному с виду мужчине: "Зачем фотографируете на третьем этаже?" Он: "А где у вас тут написано, что нельзя?" Я: "Вот висит объявление на двух языках". Он: "А я умею только на третьем разговаривать". Хорошо еще, что он на меня нарвался. Я ему и ответила: "Я тоже умею на третьем разговаривать. Сейчас я вам на третьем языке объясню, куда вам пойти, и сама провожу". Бабули-то другие не могут ответить нормально. А такое хамство спускать нельзя. У нас и так работа не сахар. Рабочий день составляет 8 часов. Шаг вправо, шаг влево - расстрел. Разговаривать нельзя, в туалет отлучаться можно только в свою очередь, и то предварительно предупредив".
ОШИБОЧКА
l В Нью-йоркском музее изобразительных искусств одна картина Мане провисела вверх ногами 10 дней, пока это не заметили просвещенные посетители.
l В 1961 году картина Матисса "Лодка" висела в Нью-йоркском музее современного искусства вверх ногами в течение 47 дней, прежде чем один из посетителей заметил это.
l На выставке картин Моне в Пушкинском музее работники перепутали таблички с наименованиями работ, но посетители-школьники сразу определили несоответствие названия изображению.
Зарплаты
СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ МУЗЕЙЩИКИ
24 500 рублей
зарплата научного сотрудника музея
24 000 рублей
зарплата хранителя фонда и сотрудника выставочного отдела
21 000 рублей
зарплата экскурсовода
19 500 рублей
зарплата монтажника
12 200 рублей
зарплата смотрителя
11 000 рублей
зарплата технического сотрудника


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников