«Оскар Уайльд поможет выжить в эпоху гламура»

Ольга Кабо и Сергей Виноградов дали эксклюзивное интервью газете «Труд»

В Театре киноактера состоялась премьера спектакля «Веер леди Уиндермир» по одноименной пьесе Оскара Уайльда. Поставил пьесу известный актер и режиссер Сергей Виноградов, главную роль сыграла знаменитая киноактриса Ольга Кабо. Она работает в Театре имени Моссовета, а в данном случае является «приглашенной звездой» (по голливудской терминологии).

Пьеса была написана в 1892 году, и вскоре в Лондоне состоялась премьера. 35-летний Уайльд был и самым популярным персонажем светской хроники, и в то же время писателем, чьи труды уже на тот момент были по достоинству оценены серьезными критиками во всем мире. Но впервые Уайльд написал комедию.

Талант его многогранен. По опросу, который провели в Великобритании среди читателей, Уайльд признан самым остроумным англоязычным автором за всю историю литературы и журналистики. В полной мере Уайльд проявил себя и в пьесе «Веер леди Уиндермир». Но рассматривать его лишь в качестве сатирика и юмориста было бы несправедливо. Автор проявил себя в этом произведении и как прекрасный знаток психологии, мастер оригинальной философии.

Сюжеты с двойным дном, и даже с тройным, вообще очень непросто экранизировать, ставить на сцене. О работе над интересной пьесой корреспондент «Труда» накануне премьеры побеседовал с исполнительницей главной роли, а потом и с режиссером спектакля.

— В чем особенность творческого дуэта Кабо — Виноградов?

- Я хорошо знала Сергея Виноградова еще до его предложения сыграть в спектакле «Веер леди Уиндермир». Я с ним давно работаю, но для меня Сергей чаще выступал в качестве партнера-актера. А потом он и в качестве режиссера прекрасно себя стал проявлять. И могу определенно сказать: скучную, неинтересную пьесу для своего спектакля он не выберет. И еще он актера чувствует с одного жеста. Едва я успеваю что-то подумать — а Виноградов-режиссер что-то в этом роде уже предлагает. Но зачастую он опережает ход моих мыслей. Ведь я — именно «режиссерская актриса», то есть привыкла на работе к диктату режиссера. Любой режиссер, с которым я согласилась работать, для меня стоит на пьедестале. А у Виноградова лично я испытываю удовольствие даже на репетициях. А когда за удовольствие еще и деньги неплохие платят, то чувствуешь: жизнь удалась.

— В чем особенность работы в Театре киноактера?

- В академических театрах актеры, как мне кажется, уже пресытились своим престижным статусом и работают слишком спокойно, безмятежно. А в нашем театре актеры, в том числе и молодые, постоянно проявляют рвение и даже желание рискнуть. А вообще с этим театром у меня связаны радостные воспоминания. Когда я окончила ВГИК в творческой мастерской Сергея Бондарчука в 1989 году, у нас тогда, кажется, впервые было свободное распределение. И потому дипломную работу я взялась делать именно в этом театре.

— Вы часто беретесь за несколько дел одновременно — работа в театре, киносъемки, другие проекты, учеба — и все успеваете. Раскройте секрет.

- Я на себе много раз убедилась: когда у меня много свободного времени, я умудряюсь не успевать выполнять самые важные дела. И потому я стараюсь свободного времени себе не оставлять. Надо держать себя в тонусе.

- Сложно ли вам было вживаться в атмосферу чужой страны и чужой эпохи?

- Оскар Уайльд писал на века, и совершенно справедливо его творчество признано классикой мировой литературы. Еще сам он, обсуждая какие-то исторические события античного мира и раннего средневековья, утверждал: «Дураков в обществе не убавилось». Этот тезис оказался справедлив и сейчас. Изменились туалеты, прически, технические атрибуты. По ходу пьесы мы не пользуемся мобильными телефонами. А в остальном все, о чем идет речь в пьесе, могло бы случиться и сейчас, и в Москве.

Режиссер этого спектакля Сергей Виноградов в беседе с нашим корреспондентом так выразил одну из главных идей спектакля:

- Уайльд 120 лет назад сумел рассказать, как выжить в эпоху тотального гламура. А если рассматривать шире: британский драматург самым парадоксальным умудрился показать, что — зло, что — добро, что — невинность. Он своими собственными творческими методами в очередной раз в истории мировой литературы доказал нам то, что мы привыкли на русский манер говорить: «Не все золото — что блестит».

- Автор этой пьесы ставит вопросы о морали, о честности, о порядочности. В то время как в своей личной жизни был, скажем так, не идеальным примером для подражания…

— Для меня Оскар Уайльд — большой ребенок, который вдруг вынужден был повзрослеть… И это уже произошло после того, как был написан «Веер леди Уиндермир», хотя пьеса в момент своего появления вызвала восторженные похвалы современников. Я дотошно изучил творчество Уайльда. И самые яркие его произведения — это письма из тюрьмы, которые он адресовал своему любовнику Бози. И я был просто удивлен. Этот эстет-остроумец, чьи фразы много лет до того цитировала вся Англия, весь цивилизованный мир, уже из тюрьмы писал глубокие, проникновенные письма. Он, уже будучи умудренным жизненным опытом, пришел к простым христианским мыслям. В том числе и к такому постулату: «К очищению приходишь через страдания». Хотя, казалось бы, писать об этом он мог и намного раньше — за 5, за 10 лет до того. В конце концов, этому его учили в школе. Но, видимо, понимание христианских истин у Уайльда произошло не на голой вере, а на фундаменте тех глубоких и всесторонних познаний, которые он ранее в себя впитал.

Я не ставлю исторического спектакля. Я стараюсь поставить пьесу таким образом, чтобы зрителю не было ясно, в какую эпоху происходит действие на сцене.

 — И все-таки вам не приходилось напоминать актерам по ходу пьесы: не забывай, что ты все-таки находишься в Лондоне, 120 лет назад?

- Было такое, но не каждый день. К счастью, актеры, с которыми я работал над спектаклем, не настолько глупы, чтобы пытаться взять эту пьесу «с кондачка». Уайльд все-таки автор очень особенный. Здесь подход совершенно иной, чем, например, к «производственной» пьесе советских времен. В последние годы наш зритель сильно продвинулся. Приходится играть не так, как это мне представлялось идеальным хотя бы 10 лет назад. Есть вещи, которые в исполнении многих артистов следует признать «неиграбельными». Например, любовь. Или актер от природы умеет чувствовать любовь и передавать это чувство в зал, или это ему вообще не дано. Я, прочитав «Веер», долго и придирчиво работал над выбором ансамбля исполнителей. Конечно, мы старались не допускать на сцене вопиющих несоответствий с тем, что принято считать эпохой английского аристократизма конца XIX века. Но в то же время наше действо происходит только в тех обстоятельствах, в которые попали наши персонажи. Все это, грубо говоря, могло бы происходить в наше время в Москве или каком-то другом российском городе.

А вообще мой любимый афоризм из творчества Оскара Уайльда: «Один из самых страшных грехов — поверхностное отношение к жизни». А от себя добавлю: «…к творчеству — тем более».