Поляки снимают как-то иначе

Фото: www.depositphotos.com
Победой военной драмы «Облава» завершился фестиваль польского кино «Висла», прошедший в Москве

Эту награду создателям фильма вручило жюри, состоявшее из кинообозревателей крупнейших российских газет, включая «Труд». Мы увидели 13 конкурсных картин – и впечатления от них самые отрадные.

Всего на фестивале было показано более 30 новых фильмов – лучшее из тех примерно 40 работ, которые ежегодно производятся в Польше. Эта близкая нам – по общей истории, культуре, славянским корням – страна сделала рывок в кино, а мы умудрились этого как-то не заметить. За последние десятилетия, отметила директор фестиваля Малгожата Скульска, для российского проката были приобретены только две польские ленты – «Мельница и крест» Леха Маевского и «Откровения» Малгожаты Шумовской. Даже «Катынь» великого Анджея Вайды не дошла до российского проката, лишь после сложных переговоров ее показали по ТВ.

Между тем польские фильмы постоянно участвуют в крупнейших мировых кинофестивалях, бьют рекорды посещаемости на национальном кинорынке. Невероятно, но факт: фильм «В темноте» Агнешки Холланд, рассказывающий о том, как группа евреев в годы Второй мировой войны спасалась от фашистов в канализационных лабиринтах Львова, благодаря своим высоким художественным и гуманистическим достоинствам попала в пятерку номинантов на «Оскар», собрав в Польше 1,2 млн зрителей. Вы можете  представить такую посещаемость столь горького, трудного фильма в нашей стране? А в Польше выстраивались очереди и на это кино, и на упомянутую «Катынь» Вайды, и на его же «Месть», и на «Варшавскую битву» Ежи Гофмана. Доля польского кино в национальном прокате в последние годы стабильно составляет 25–30% – и это без всяких квот со стороны государства. Сравните с теми жалкими 13,8%, которые собрало российское кино в прошлом году, и почувствуйте разницу...

В чем, как мне кажется, сила польского кино? Прежде всего в уважении к своим зрителям, к их многообразным запросам. Их не кормят дежурными блюдами типа дурацких комедий или псевдоголливудских блокбастеров, а стараются задействовать весь жанровый и тематический спектр современного кино – и это, опять-таки, без всякого тематического планирования со стороны государства. Вот и на фестивале «Висла» мы увидели и политический детектив из эпохи «Солидарности» («80 миллионов»), и остроумную, с философской подкладкой комедию («Бабы думают как-то иначе»), и военную драму («В темноте» и «Облава»), и триллер («Супермаркет»), и лирическую драму про отцов и детей («Мой велосипед»), и музыкальный фильм («Ты бог»), и детектив («Хитросплетение»)…

Поляки не боятся острых тем, будь то инцест между братом и сестрой («Без стыда») или драма католического священника, приверженного однополой любви («Во имя…»), решая, впрочем, эти темы деликатно, без натурализма и пошлости. И ненормативной лексикой они тоже пользуются вполне свободно – в зависимости, разумеется, от задач фильма. Никакого законодательного запрета на крепкие выражения, который собираются ввести у нас, в польском кино нет – эта проблема регулируется возрастными ограничениями, как, впрочем, и везде в Европе.

Бюджеты польских фильмов невелики, рассказали мне организаторы «Вислы». Господдержка всего польского кино составляет порядка 30 млн долларов в год – это с учетом документального, анимационного кино. Так что средняя стоимость игрового польского фильма составляет примерно 1,5–2 млн долларов. И ничего, укладываются в эти скромные по нашим меркам сметы. Между тем бюджет одного только «Предстояния» Никиты Михалкова составил, напомню, 50 млн, а бюджет «Щелкунчика» Андрея Кончаловского – и вовсе 90 млн долларов. Что не помогло этим фильмам ни в нашем прокате, ни в оскаровских битвах.

Так, может, нам пора перестать самонадеянно думать, что мы по-прежнему являемся крупнейшей кинематографической державой? А есть смысл присмотреться к успехам соседей?

Л.П. 30 Апреля 2013, 09:45
Толику. Очень точное высказывание. Совесть, стыд, честь для поляков -- не пустые слова. Играет ли в этом вопросе особую роль их приверженность вере? Возможно. Все-таки в Польше по религии не был нанесен такой мощный удар, как у нас во времена сталинщины, да и позже...
Толик 30 Апреля 2013, 00:28
Поляки вообще как-то умудрились сохранить себя в лихие постсоветские годы. Может, им помог их истовый католицизм? И кино у них часто бывало пронизано мотивами богоискательства. Даже когда снимали производственные драмы. Ну, а теперь-то у них вообще руки развязаны. Вот польские киношники и общаются со своим народом через национальное кино. А насчёт малых бюджетов, так, видимо, стыдятся на этом воровать.
Л.П. 29 Апреля 2013, 23:19
NUT. На дисках вряд ли найдете. Теперь до следующего фестиваля. Открою секрет: на следующий фествиаль обещают привезти новый фильм Вайды про Леха Валенсу. Думаю, это будет бомба.
Л.П. 29 Апреля 2013, 23:16
Оксане. Да. вы правы. Все, что мы увидели, было именно содержательным кинематографом. Пустоты вот этой не было -- тех самых Карлсонов и прочей дребедени. Все польские фильмы были, грубо говоря, про нашу с вами жизнь. И это было интересно.
Л.П. 29 Апреля 2013, 23:14
Гостье. Вы правы, конечно, и в Польше снимаются примитивные комедии, но нам действительно привезли в Москву все лучшее. И это лучшее произвело отрадное впечатление. А учиться у поляков можно многому. Например, сбалансированным бюджетам фильмов. Так "Катынь" в постановке Великого Вайды обошлась Польше всего в 4 миллиона евро, то есть около 6 миллионов долларов. Я представляю, какой бюджета забабахали бы на подобную тему в России...




Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?