Какая такая база? Лукашенко открестился от военного соглашения с Москвой

Белорусский президент заявил, что ни о каком создании базы истребителей с российской стороной не договаривался

Более чем неожиданным оказался итог переговоров между российскими военными с белорусской стороной по вопросу, который несколько дней назад казался обозревателям фактически решенным. После громкого заявления российской стороны о том, что в Белоруссии будет вскоре создана авиационная база истребителей, руководство республики выступило с опровержением этого сообщения. Президент Лукашенко лично заявил, что ни о чем подобном Москва и Минск не договаривались.

Впрочем, обозреватели не исключают, что такой демарш просто «прикрыл» союзные государства от недовольства Польши и гнева НАТО.

История вопроса

В прошлый вторник, 23 апреля, министр обороны Сергей Шойгу сообщил журналистам, что в республике Беларусь скоро появится авиабаза, где будут размещаться российские истребители. «Надеемся, что в 2015 году здесь появится авиационный полк, который будет служить на защите наших рубежей. Мы приступили к рассмотрению плана по созданию здесь российской авиационной базы с самолетами-истребителями. В 2013 году создадим авиационную комендатуру и поставим первое дежурное звено боевых истребителей», – поделился с прессой планами глава оборонного ведомства.

Также Шойгу отметил, что в 2014-м Россия поставит Белоруссии четыре дивизиона зенитно-ракетных комплексов С-300.

Рассказывал Шойгу об этих планах как раз после встречи с Александром Лукашенко в Минске. Тем не менее, – отмечают обозреватели, – белорусскому лидеру понадобилось трое суток, чтобы сформулировать ответ и возразить российскому министру, который уже успел покинуть Минск: «Что касается авиационной базы – может, это прозвучало как «база». Нет. Речь идет о поставке (имеется в виду поставка истребителей – Trud.ru) в наши вооруженные силы, – заявил белорусский президент. — Мы покупаем российские самолеты Су-27, МиГ-29 или более современные, чтобы обеспечить неприкосновенность границ нашего государства. Мне как главнокомандующему сегодня не хватает двух десятков современных самолетов».

Прокомментировал Лукашенко и факт поставки ракетных комплексов С-300: «И это не они пришли к нам, это я попросил и потребовал уже давно, лет, наверное, семь назад, чтобы нам поставили эти комплексы».

Уточнив нюансы военно-технического сотрудничества с Москвой, Лукашенко сделал заявление относительно своего принципиального подхода к этому вопросу: «Вы знаете мой характер, и только поэтому вы понимаете, что этого никогда не будет. Я не тот президент, который будет что-то свое кому-то отдавать, не говоря уже о самом высоком – суверенитете», – заявил он.

Не нервируйте поляков

«Тонкая дипломатия» Лукашенко, похоже, сильно удивила российских военных. Москва не сделала каких-либо официальных заявлений по этому поводу, однако источники в военном ведомстве сообщили прессе, что с Минском были достигнуты «достаточно конкретные договоренности».

Что касается международных обозревателей, то они выскзали предположение, что заявления Лукашенко адресованы не России, а Западу, и призывны смягчить слишком резкое заявление Шойгу. За несколько часов до этого польский посол в Белоруссии Лешек Шерепка заявил, что Варшава хотела бы больше знать о перспективах создания российской военной базы.

«Каждая страна может решать самостоятельно вопросы обороны, но она должна учитывать международные обязательства. Мы имеем мало информации о российской авиабазе, которую собираются разместить на территории Беларуси», – заявил польский посол на брифинге в Минске.

Несмотря на то, что самостоятельной геополитической роли Польша практически не играет, – отмечают обозреватели, – за ее плечами все-таки стоят Евросоюз и НАТО. А белорусским властям совсем не хочется идти на новый виток обострения противоречий с этими структурами и подвергаться возможным экономическим или политическим санкциям.

Союзнический торг

Если же посыл Лукашенко все-таки адресован Москве, – полагают эксперты, – то он может являться прелюдией к очередному раунду политико-экономического торга. Аналогичные ситуации уже возникали в прошлом: Лукашенко никогда не становился на антироссийские позиции, но часто старался выжать максимально серьезную плату за белорусские услуги.

К слову, за время его президентства Москва создала в союзной республике серьезную военную инфраструктуру, которая обеспечивает стратегическую безопасность РФ. В частности, в Белоруссии расположены радиолокационная станция «Волга» и пункт дальней связи с российскими подлодками. На момент распада СССР оба объекта были не завершены, и Минск позволил России достроить их и ввести в эксплуатацию.

С 2003 года в республике действует российская радиолокационная станция военно-космического комплекса, позволяющая отслеживать пуски баллистических ракет со всей территории Европы и контролирует районы патрулирования натовских подводных лодок в Северной Атлантике и Норвежском море.

В ответ Россия поставляет в Белоруссию самые совершенные образцы вооружений, оказывает экономическую помощь, а с 2012 года – и частично содержит белорусскую армию. Именно российский бюджет выделяет деньги на строительство жилья для белорусских военнослужащих и платит часть надбавок и премиальных.

Логично предположить, что, предоставляя возможность российским истребителям встречать самолеты и беспилотники потенциального противника далеко от своих границ, белорусское руководство пожелает получить максимально солидную выгоду.