«Мне повезло вырасти в коммуналке...»

Алиса Гребенщикова – о «Бедных людях» и других персонажах, встретившихся в ее жизни

На ТНТ стартовал новый комедийный телесериал «Бедные люди» от создателей «Реальных пацанов». Актриса Алиса Гребенщикова, сыгравшая одну из главных ролей, рассказала «Труду», что, на ее взгляд, принципиально нового внес этот проект в жанр ситкома и как он переплелся с ее собственной биографией.

— Название фильма, наверное, неслучайно отсылает к роману Достоевского?

— Этот вопрос задают многие. Конечно, зритель должен вспомнить Федора Михайловича. Город, окутанный серой дымкой под пасмурным северным небом, точно так же давит на своих жителей, как 150 лет назад. Но так как сериал в первую очередь комедийный (хотя юмор — мрачноватый, жесткий, петербуржский), то и восприятие истории иное. Прямых сюжетных ассоциаций с романом «Бедные люди» нет.

— Питерские коммуналки уходят в историю. Как удалось воссоздать их атмосферу?

— Мне кажется, они будут всегда! До сих пор в городе их очень много, и я не вижу, чтобы они исчезали. И действительно, в них царит особая атмосфера. Съемочная группа провела кропотливую работу, и благодаря нашим художникам-постановщикам коммуналка в сериале выглядит живой и как будто дышит. В нашем проекте герои, живущие в коммуналке, кроме писателя Вени (актер Дмитрий Лысенков), приехали в Петербург из других городов. Я и сама встречала таких ребят, которые решили искать в Санкт-Петербурге интересную жизнь с приключениями. Те, кто хочет карьерного роста и славы, обычно выбирают Москву. А Петербург — город, который манит своей загадочностью и где можно прожить без денег. Хотя порой творческим людям приходится заниматься совсем не тем, чем они хотели бы. Вот, например, наша героиня Марина. По сценарию, до приезда в северную столицу она руководила детским ансамблем танцев. А оказавшись здесь, случайно стала танцевать в стриптиз-клубе. Добрая, душевная такая вышла стриптизерша.

— Вы ведь хорошо знаете обстановку коммуналок?

— Конечно, я же родилась и выросла в Ленинграде, в обычной коммунальной квартире, да и переехав в Москву, тоже не сразу иначе стала жить. Друзья моих родителей тоже жили в коммуналках. Как и мои одноклассники. Собственно, если брать в пропорции, то, наверное, только 15 процентов моих знакомых жили в отдельных квартирах. Часто случались смешные истории. Хотя для кого-то, наверное, совсем не смешные, просто я человек, который многие вещи воспринимает легко и с юмором. Например, однажды у меня украли холодильник. Натурально. Соседка сперва продала мне его, а потом, когда я была в больнице, пыталась забрать обратно. Я говорила: «Валентина, 175 рублей за него уплачено». А она в ответ: «Все, сделка забыта. Забираю его на дачу». Но я на тот момент уже знала, что через месяц уеду в Москву, и не стала воевать, простив Валентине эти 175 рублей и коварство.

Но сколько угодно бывало и примеров добрых отношений. Когда я еще училась в школе, у нас не было видеомагнитофона, а у соседа по квартире Саши был. И мы ходили к нему смотреть видеоклипы, мультфильмы и прочее, что он привозил из Америки.

И мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения с семьей соседей. Их сын Денис, выросший буквально у меня на руках, теперь, конечно, взрослый уже молодой человек, тоже смотрит «Бедные люди» и делится со мной впечатлениями.

— Возвращаясь к сериалу — легко ли было работать с партнерами по съемочной площадке, постановщиками?

— Мыслить в работе категориями «легко — нелегко» мне и в голову не приходит. Могу сказать, что было интересно и увлекательно. Мы, исполнители, довольно быстро нашли общий язык друг с другом. Конечно, радостно было работать с выпускниками петербуржской театральной школы, мы на одном языке говорим. Вот, например уже упомянутый мной Дмитрий Лысенко, играющий роль писателя, который мечтает выпустить собственный роман. Дима — талантливый актер, лауреат театральных премий. Его манера существования и игры перед камерой сильно отличается от того, к чему привыкли сериальные зрители. Согласитесь, что герой, читающий Пушкина в кадре, — настоящая находка для режиссера. Тем более, если актер делает это органично и на высоком профессиональном уровне.

— Чем вас подкупил ваш персонаж в «Бедных людях»?

— Меня привлекла не столько моя конкретно роль, сколько весь сценарий. Признаюсь — давно я так не смеялась! С нетерпением ждала новых серий, с удовольствием работала на съемочной площадке. Настоящим открытием для меня стала Ольга Бузова. Так часто бывает: медиаобраз не соответствует реальным качествам человека. Многие считают Олю беззаботным персонажем, над которым не довлеют никакие трудности. Это совершенно не так. Оля — трудяга, что не мешает ей оставаться очень легким в общении человеком.

— Принято считать, что современные комедии уступают по качеству классическим образцам жанра.

— Мне сложно рассуждать на эту тему, я не успеваю смотреть телевизор, не очень понимаю, что сейчас происходит в индустрии. Что-то получается посмотреть в интернете, и мне нравятся юмористические сериалы производства канала ТНТ. Естественно, что они кардинально отличаются от классических образцов комедийного жанра, но они здорово придуманы и сняты. Например, «Реальные пацаны» трогательные и смешные.

— Вы сказали о разнице между Москвой и Петербургом, которую ощутил и ваш 7-летний сын Алеша. А ему Питер нравится?

— Алеше скорее нравится тот образ жизни, который мы здесь ведем. Я не должна ходить на работу. Мы много гуляем, и просто бродим по улицам, и в музеи ходим, завтракаем в красивых кафе, у нас тут много знакомых детей, и мы с удовольствием и без спешки наслаждаемся просто жизнью. Ну, и у моего папы есть кошка, и у брата тоже. А для Алексея сходить в гости к кошкам — отдельная радость.

— Столь занятой маме, как вы, наверное, нелегко выделить время на семью?

— Сама постановка вопроса уже звучит странно. Что значит «выделить время на семью»? Семья для меня не проект, мне скорее, наоборот, нужно грамотно распределять себя между своими многочисленными работами так, чтобы это не мешало основной части жизни. Моей человеческой жизни, не актерской. Когда это возможно, показываю сыну нашу театрально-киношную кухню. Алёша часто ездит со мной по разным делам, бывает на репетициях. У него хорошая светлая голова. Он очень занят в школе, увлекается карате. Светские мероприятия не посещает. Ему, как мальчику, это совершенно неинтересно. Возможно, с девочкой было бы иначе.

— А как вам пришлось с вашей экранной «дочкой» в ситкоме?

— Никаких проблем в общении. Правда, у нас с ней не так много эпизодов, Несмотря на юный возраст, у нашей маленькой актрисы неплохой багаж ролей. И в крепкой команде сериала она все схватывала налету и работала почти наравне с взрослыми актерами.

— Ранее вовлечение детей в шоу-бизнес не опасно?

— Это точно не наша дорога, а про других я говорить не могу. Однажды Алеша в компании других актерских детей принял участие в съемках пилотной серии одного сериала, но это была исключительно разовая акция, в свободное от учебы время и для расширения кругозора. Собственно, я почти не сталкиваюсь с детьми, которые участвуют в шоу-проектах. Исключение — Саша Филин, прекрасно поющий в передаче «Голос. Дети». Старший брат лучшего друга Алёши, его школьный товарищ. У Саши сильный голос, он очень артистичный, и здорово, что у него есть возможность громко заявить о себе.

— На канале «Мать и дитя» у вас была передача «Город для детей». Не хотели бы и дальше нести свой материнский опыт юным зрителям и их родителям?

— Это был интересный образовательный, просветительский проект, развивавшийся на протяжении трех сезонов. А по сути — видео-фрагменты нашей с Алешей обычной жизни, в которой мы много путешествуем, гуляем по интересным местам. С трех лет беру его в театры, музеи. В этой программе мне хотелось на своем примере показать, что даже занятой человек может и должен так рассчитывать время, чтобы его хватало на семью.

У меня и весь инстаграм про это. Вот вчера мы с Алексеем гуляли по Тверской. Я в жизни никогда так не вглядывалась в детали улицы, как мы это делали вместе, рассматривая дома, узоры, барельефы. Если будут силы на самостоятельную реализацию похожего познавательного проекта, возможно, займусь этим. Но пока мое профессиональное внимание больше привлекает литература. Вот уже несколько лет я много работаю на стыке театра и поэзии. С удовольствием участвую в проектах Google, которые связаны с книгами. Помните — когда онлайн читались «Анна Каренина», «Война и мир», письма времен Великой Отечественной. Рада, что участвовала во всех трех проектах. Чтение эпопеи Толстого в доме Льва Николаевича в Ясной поляне, в той самой комнате, где это писалось, в компании с Женей Дмитриевой и Машей Голубкиной — незабываемый опыт, за который я благодарна Фекле Толстой, курировавшей этот проект.

— Когда-то вы с удовольствием участвовали в совсем других шоу — «Ледниковый период», «Танцы со звездами». Согласились бы поучаствовать, например, в таком проекте, как «Без страховки»?

— Скорее всего, отказалась бы. Всему своё время. «Ледниковый период» был для меня счастливейшим временем, доставил много радости. Прошло уже столько лет, но до сих пор ко мне подходят люди на улице и говорят: «Как замечательно вы катались!». Соседи по подъезду признавались: «Мы за вас болели в «Танцах...», как жалко, что вы так рано выбыли». Но именно на «Танцах со звездами» я поняла, что мне трудно существовать в этом формате, хотя я очень, очень люблю танцевать и делаю это с огромным удовольствием. Однако сейчас мне больше хочется придумывать собственные проекты, а не быть просто исполнителем.

— Несколько лет назад вы, помнится, увлекались чтением современной женской поэзии — Веры Полозковой, Али Кудряшовой, Ани Русс...

— Эта поэзия по-прежнему со мной, но в мире очень много интересного, а жизнь коротка — хочется успеть прочитать вслух все, что я люблю. Например, стихи Серебряного века, 1960-х годов... Я хотела получить второе высшее образование на филфаке. Пока не сложилось, поэтому восполняю пробел самообразованием. Недавно в Третьяковской галерее на Крымском Валу стартовал мой авторский цикл театрализованных программ «Амазонки поэзии», где я рассказываю о нашей гордости, женщинах-поэтах, живших в России в ХХ веке. Рада, что, наблюдая за мной, этот прекрасный пласт русской поэзии осваивает и мой сын.

— Насколько актуально творчество «амазонок поэзии» в настоящее время?

— Те вещи, которые писала Зинаида Гиппиус в 1905 году, во время народных волнений 1917-го и в 1940-е, ничуть не утратили остроты и сейчас. История циклически повторяется. А про любовь интересно читать всегда.