Юлия Высоцкая: Будь мы все добрее друг к другу, жилось бы куда лучше и спокойнее

Актриса, как и ее героиня, признает только один способ «укрощения строптивой» - любовь

На сцене Театра имени Моссовета премьера: Андрей Кончаловский поставил «Укрощение строптивой». Этот спектакль — первая часть задуманной режиссером «шекспировской трилогии», которую продолжат трагедия «Макбет» и фантазия «Буря». О новой постановке, а также о том, насколько Шекспир предвосхитил современные феминистские проблемы и так ли уж надо стремиться к полному равенству полов, «Труду» рассказала исполнительница главной роли Юлия Высоцкая.

— До нынешней премьеры вы появлялись на сцене Театра имени Моссовета в трилогии, которую Андрей Кончаловский создал по пьесам Чехова. Тяжело ли переключаться с чеховской меланхолии на искрометную шекспировскую комедию?

— Мне кажется ошибкой воспринимать Чехова только как меланхоличного автора: в нем тоже много искр. Но, конечно, то, что мы играем сейчас, — это совершенно другой, по сути, площадной театр, преследующий иные цели, чем театр ХХ века. Шекспировские комедии хорошо соответствуют римской формуле «Хлеба и зрелищ!». Достаточно вспомнить, что в театре «Глобус» при жизни английского драматурга публика во время спектакля могла громко реагировать на происходящее на сцене, свободно входить в зал и выходить из него. Это не театр-переживание, а театр-представление, и значит, исполнителю тем более надо быть очень ярким, заразительным, чтобы захватить внимание зрителя. Мне интересно было попробовать такую манеру игры. Актер, считаю, должен быть гибким и избегать однообразия.

Катарина у Юлии обладает итальянским темпераментом и русской глубиной души. Фото предоставлено Театром имени Моссовета

— Кончаловский уже ставил «Укрощение строптивой» в 2013 году в Неаполе с итальянскими актерами. Насколько нынешний спектакль отличается от той постановки?

— Наверное, настолько, насколько русская театральная школа не похожа на итальянскую. Артистам с родины комедии дель арте присуща экстравертная манера игры, где внешне все немного чересчур, но не слишком глубоко. У нас исполнители так не умеют, нам всегда хочется найти внутренние движения души. И мне, конечно, ближе то, что у нас получается с моими партнерами.

— Но ваша Катарина оттого не перестает быть итальянкой?

— Андрей Сергеевич на репетициях особо подчеркивал, что на сцене мы все итальянцы, поэтому должны включаться в конфликт и диалог, демонстрировать радость или отчаяние так, как это делают в Италии, в Неаполе. Советовал, какие фильмы посмотреть, чтобы напитаться духом этой страны. Ведь ее послевоенный кинематограф, особенно комедии Феллини, Де Сика 1950-1960-х, был очень ярким.

Творческому и семейному союзу Юлии Высоцкой и Андрея Кончаловского -- почти четверть века. Фото из личного архива

— Находите вы в себе что-то от вашей героини?

— Шекспир недаром признан гением: Катарина — универсальный типаж, редкая женщина хотя бы иногда не бывает на нее похожа. Все мы Катарины — в той или иной степени. Кому из нас хочется быть укрощенной? И хотя героиня в конце пьесы декларирует, что муж в их семье — глава, себе она абсолютно точно отводит роль шеи, которая этой головой вертит куда захочет.

— И это может оправдать ее в глазах современных феминисток, для которых слова «к ногам мужчин склонитесь вы покорно» — все равно что красная тряпка для быка?

— Катарина умнее и эффективнее феминисток, потому что те слишком прямолинейны. В жизни редко можно добиться поставленных целей, если не идешь на разумные компромиссы.

— А как вы относитесь к традиционному разделению домашних дел и даже профессий на мужские и женские?

— Здесь все очень неоднозначно. Есть мужчины, которые прекрасно управляются на кухне и находят общий язык с детьми лучше мамы. И бывают женщины, совершенно не способные справиться с детским криком и плачем или приготовить яичницу. Хотя, конечно, некоторые профессии представительницам прекрасного пола не подходят чисто физиологически — например, те, где необходимо поднимать тяжести. Все-таки женщины и мужчины — существа разные, и говорить о том, что мы должны быть одинаковыми во всем, для меня странно.

— В некоторых странах Европы уже принято на равных обучать мальчиков и девочек как кулинарии, так и умению починить что-то в доме.

— Наверное, было бы правильно, если бы детям самим предоставляли выбор заниматься тем, что им нравится. Я знаю мальчиков 10-13 лет, которым интересно заниматься кулинарией и скучно собирать модели корабликов. И, наоборот, девочек, способных соорудить нечто грандиозное из конструктора «Лего» и на дух не переносящих кухню и вышивку.

— Сейчас в моде условные минималистические постановки, хотя многие зрители по-прежнему ждут красивых костюмных спектаклей...

— Уверяю вас, мы публику не разочаруем. Костюмы к нашей постановке фантастически хороши, их по итальянской моде 1930-х годов создала Тамара Эшба, работавшая с нами в Театре Моссовета и на чеховских спектаклях. Видевшие их наверняка помнят, что в «Вишневом саде» у моей Раневской даже есть натуральная шиншилла — уж простите меня, защитники природы!

— А какую одежду вы больше любите в жизни — ту, в которой блистаете на фестивалях, или домашнюю, свободную и удобную?

— Я никогда не надеваю ничего неудобного даже на самые пафосные мероприятия. Если шпильки сногсшибательно смотрятся, но мне в них некомфортно, спокойно обойдусь без них. Мода, бренды для меня тоже второстепенны — той одежды, которая мне не нравится или кажется неподходящей по стилю, в моем гардеробе не будет. Но, конечно, как и все женщины, я люблю красивые вещи, и мне нравится нравиться.

Кадр со съемок фильма «Дорогие товарищи». Фото Саши Гусова

— Некоторые критики считают, что сейчас не время для комедий — обстановка в мире слишком тревожная. Что бы вы им ответили?

— Я уважаю их мнение, но сама думаю абсолютно по-другому. По-моему, во все времена важно нести людям радость. Если людям, которые придут в театр, понравится наш спектакль и они на два часа отвлекутся от забот и проблем, значит, мы добились своей цели. Театр ведь нужен не только для того, чтобы говорить о злободневном и нести социальную повестку. Он может и должен быть разным.

— Вы производите впечатление очень волевого человека. А бывает, что позволяете себе лениться?

— Лениться не люблю, но иногда за свою целеустремленность ищу себе награду в гедонизме. Мне доставляют радость встречи с друзьями, путешествия, вкусная еда. А отдыхаю я, переключаясь с одной деятельности на другую.

— Недавно вы завели Telegram-канал. Каким контентом планируете его наполнять?

— В основном кулинарным. Когда-то мне очень нравилось работать главным редактором журнала «Хлеб-соль». Я писала колонку, брала интервью у интереснейших людей, давала пять новых рецептов в месяц и делилась ощущениями от приготовления блюд по ним. Примерно то же самое я делаю сейчас в своем Telegram-канале.

— А вас не смущает, что в соцсетях сплошь и рядом нарываешься на агрессию?

— Если вижу агрессивные комментарии, я их просто пролистываю. Мне больше интересна конструктивная позиция. Будь мы все добрее друг к другу, жилось бы куда лучше и спокойнее.

— Но сейчас такое время, что даже родственники и друзья ссорятся, не сойдясь во мнениях о происходящих в мире событиях.

— Мне очень повезло: среди моих близких нет расхождения во взглядах. А с просто знакомыми я предпочитаю не обсуждать то, что может вызвать слишком эмоциональную реакцию. Чтобы не нарваться на хамство, в определенных случаях лучше быть вежливой и закрытой. 

— Что наиболее интересное вы прочитали в последнее время?

— Я уделяла много времени разным переводам «Укрощения строптивой». Их довольно много делалось и в ХIХ веке, и в ХХ. Понятно, что время написания перевода не может не отразиться на стиле, настроении пьесы. Поэтому я еще читала оригинальный текст Шекспира, мне важно было понять, что имел в виду сам автор, создавая свою комедию.

Еще сейчас читаю интересную книжку, посвященную биохакингу, — о том, как находить правильные рычаги в своем организме, потому что, вы правы, в последнее время мы все чувствуем тревожность, и сил от этого не прибавляется, но работать-то все равно нужно. А из современной художественной литературы мне понравился роман Фредрика Бакмана «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», невероятно жизнеутверждающий — всем рекомендую.

— Если у вас остается свободное время, что вы смотрите по телевизору, на интернет-платформах?

— Я не отношусь к людям, предпочитающим фильмы исключительно уровня Бергмана, как бы прекрасны они ни были. Когда 10 часов репетируешь в театре и поздно вечером возвращаешься домой, сил на глубокие философские картины не хватает. И я с удовольствием смотрю комедийные и развлекательные многосерийные фильмы или триллеры. Например, «Бюро» с Матье Кассовицем в главной роли — из всего виденного этот французский сериал показался мне одним из лучших.

Кадр из фильма «Глянец»

— Какие новые высоты вы бы хотели покорить?

— Мне кажется, с возрастом мы перестаем быть мечтателями и становимся реалистами. Лет 20 назад я бы сказала вам, что хочу сниматься в Голливуде. Сейчас мало думаю о грандиозных проектах и много — о работе над достойным материалом в хорошей команде. У меня нет мечты полететь в космос, но я хочу, чтобы те, кого я люблю, находились рядом со мной и чтобы у них было здоровье и интересная работа.