04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕСОПРЯГАЕМЫЕ РЕФОРМЫ

Иванченко Александр
Опубликовано 01:01 29 Мая 2001г.
Нет, не получилось единой, сопрягаемой концепции реформирования железнодорожного транспорта и электроэнергетики. Между программами этих отраслей-монополистов не два-три противоречия, а существенные разногласия. Расхождения по сути.О некоторых из них эмоционально говорил на недавней пресс-конференции в Интерфаксе министр путей сообщения Российской Федерации Николай АКСЕНЕНКО.

Основное различие программ железнодорожников и энергетиков - в конечных целях реформирования.
По риторике менеджмента РАО "ЕЭС России" трудно судить о его действительных намерениях. Но концепция этих разработчиков явно лишена социальной ответственности. Ряд экспертов обоснованно доказывает, что реструктуризация РАО ЕЭС "по Чубайсу" нацелена не на эффективное обеспечение развития экономики страны и предоставление приемлемых по цене услуг населению, а прежде всего на приватизацию, извлечение прибыли в интересах узкой группы лиц.
У железнодорожников же ориентиры иные. По словам министра путей сообщения Н. Аксененко, утвержденный 19 мая постановлением правительства окончательный вариант программы реализации структурной реформы железнодорожного транспорта социально ориентирован. Результатом реформы станет улучшение показателей работы железнодорожников. На основе технического перевооружения и модернизации единой сети федеральных железных дорог будет полнее удовлетворяться спрос на грузовые и пассажирские перевозки. Повысится качество услуг и уровень безопасности движения.
Возрастет социальная защищенность самих железнодорожников. Министр уверен, что в результате внедрения новых технологий производительность труда достигнет такого же уровня, как и на железнодорожном транспорте в США (сейчас она составляет 50 процентов). Заработная плата российских железнодорожников вырастет более чем в два раза.
В отличие от планов и устремлений других естественных монополий, отметил министр, железнодорожная отрасль нацелена действовать согласованно и гармонично в общем хозяйственном комплексе, обеспечивая подъем российской экономики в целом. Предусматривается, что в результате всех преобразований железнодорожная составляющая в конечной цене продукции, производимой в стране, уменьшится в два раза. А это будет выгодно всем.
Благодаря реформированию наряду с сокращением транспортных издержек других отраслей будут снижаться расходы на нужды самого железнодорожного транспорта. "Не расти, как это закладывают в своих планах руководители РАО ЕЭС, а уменьшаться, - подчеркнул министр. - Общество отторгнет иждивенческий подход".
По мнению многих специалистов, ликвидация вертикально интегрированной энергосистемы, раздробление ее на генерирующие, транспортные и сбытовые компании обернется снижением ее надежности по известному приморскому варианту, приведет к увеличению энерготарифов для населения в 2-3 раза.
Реформировать отрасль менеджмент А. Чубайса предполагает в основном за счет повышения тарифов и ужесточения борьбы с неплательщиками. В мифических иностранных инвесторов там, похоже, и сами не верят.
Н. Аксененко же сообщил: "В этом году запланировано инвестировать в отрасль 110 миллиардов рублей. Эти деньги железнодорожники ни у кого не просят. Мы не будем делать реформу за чужой счет. Главное, чтобы другие монополии не раскручивали спираль инфляции".
По данным МПС, за последние четыре месяца энерготарифы выросли на 18,5 процента к декабрю прошлого года. Ежемесячно из бюджета железнодорожников уходит на оплату электроэнергии на 380 миллионов рублей больше, чем в прошлом году.
"Мы за последние годы сократили 540 тысяч работников, - сказал министр, - и еще сократим 500 тысяч человек. А в системе РАО ЕЭС в полтора раза увеличилось число работников по сравнению с советскими временами. При этом электроэнергии по сравнению с тем периодом стали производить на 35 процентов меньше".
На ходе осуществления реформы могут сказаться искусственные препоны, считает Н. Аксененко.
22 мая правительственная комиссия по тарифному регулированию на железнодорожном транспорте приняла решение об индексации тарифов на внутренние грузовые перевозки. МПС вносило предложение об индексации тарифных ставок на 33,6 процента, а разрешение было получено только на 17,5 процента. Такая низкая ставка не позволяет обеспечить устойчивую работу отрасли по принципу самоокупаемости.
"При такой индексации железнодорожная отрасль может просто рассыпаться, - заявил Н. Аксененко. - На первом этапе мы в состоянии это выдержать, но если и дальше с нами так будут поступать, то сложно будет говорить об устойчивой работе".
И в самом деле, железной дороге необходимо закупать в больших количествах топливо, электроэнергию, уголь, металл, лес, другие материалы. Кривая цен растет. С августа минувшего года, когда была проведена предыдущая индексация грузовых тарифов, инфляция в стране составила 35 процентов. Как в таких условиях свести концы с концами?!
"Если государству неоткуда больше взять денег, мы готовы отдать свои, - сказал Н. Аксененко. - Но мы не можем отдавать их в руки бесхозяйственных людей, менеджмент которых вызывает разочарование".
Приятно, конечно, бывает порассуждать о честном бизнесе. Но в этой сфере нравственные категории давно атрофировались. Н. Аксененко весьма эмоционально высказался по этому поводу. И не без оснований.
Объективно МПС для энергетиков очень выгодный клиент. При планировании нагрузок - никаких проблем: железнодорожная сеть потребляет электроэнергию предсказуемо в больших объемах и стабильно. И главное - текущие платежи поступают исправно. Этот клиент ни в какие "эмираты" с "платежками" не сбежит. Как завозил уголь на зиму для электростанций, так и впредь завозить будет. За рубежом таким клиентам цены нет. Для них устанавливают скидку в оплате услуг размером минимум в 20 процентов.
- С нас же партнеры стараются содрать три шкуры, - заметил Н. Аксененко. - Ведомство А. Чубайса откопало некий "классификатор" и уцепилось за него. Согласно этому "классификатору" в особых случаях можно предъявлять к оплате счета по проектной мощности агрегатов, а не по счетчикам. Иными словами, не по факту, а по предельной возможности.
Министр, по его словам, пытался урезонить главу РАО ЕЭС душевным разговором о коммерческой совести.
- Допустим. Анатолий Борисович, вы проголодались. В руках у вас авоська. Заходите вы в магазин и берете двести граммов ливерной колбасы. А на выходе я вручаю вам кассовый чек на три килограмма. Вы, конечно, возмущаетесь, как так, что за фокусы? А вам в ответ: у вас большая сетка, в нее три килограмма колбасы влезут. Вот и платите! Рынок есть рынок!
Поговорили, а после всего этого... сотрудники РАО подготовили документы о необходимости платить по "установленной мощности" и направили эти бумаги сначала в суд первой инстанции, а потом и второй... На том и дело кончилось.
В связи со спорными вопросами взаиморасчетов естественных монополий министр путей сообщения обратил внимание присутствовавших на пресс-конференции на то, что для успешной работы всех отраслей, сбалансированной тарифной политики, прозрачности финансовых операций большое значение будет иметь Единый тарифный орган. Предполагается, что он будет создан в сентябре-октябре этого года. Н. Аксененко выразил надежду, что новая регулирующая структура будет независимой и эффективной.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников