05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕРНЫЕ КОШКИ НА КАННСКОЙ ДОРОЖКЕ

Викторов Александр
Опубликовано 01:01 29 Мая 2003г.
Черная кошка, которая пробежала между Францией и Америкой в связи с войной в Ираке, вдруг материализовалась в эти майские дни на знаменитом кинофестивале в Канне и устроилась на коленях главного критика американского культового журнала "Варайети" Тодда Маккарти.

В результате этого контакта из-под пера критика, вышла статья, которая стала своего рода мини-бомбой, слегка встряхнувшей собравшийся на Лазурном берегу киношный бомонд. Тодд Маккарти обвинил организаторов фестиваля в том, что на него невозможно пробиться, если у кандидата нет "французской поддержки" - будь то партнер или продюсер.
По словам американца, Канном правят некие коррумпированные круги, которые, преследуя корыстные интересы, тенденциозно подбирают состав жюри и умело им манипулируют. Если верить Тодду Макккарти, даже аплодисменты на просмотрах "заранее записаны".
Понятно, что французы не могли пройти мимо этих нападок и оперативно на них отреагировали, при этом несильно стесняясь в выражениях. В парижской газете "Либерасьон" их назвали "кризисом паранойи", в "Монд" же предоставили слово президенту кинофестиваля Жилю Жакобу, который четко изложил причины наскоков из-за океана. По его мнению, американцам, которые поставляют свыше 70 процентов кинолент практически во все страны мира, за исключением Индии, Франции и Кореи, было бы на руку "ослабление" Каннского фестиваля, который стимулирует развитие кинематографа в мире, а значит, является некой помехой на пути голливудской экспансии.
- Почему в США нет киносмотра, подобного нашему? Да потому, что американцы нацелены на экспорт своих фильмов, а не на импорт чужих", - подчеркнул Жиль Жакоб.
Лучшим же подтверждением того, что французы отнюдь не собираются зажимать американцев, было массированное участие их картин практически во всех разделах Каннского фестиваля. Только в конкурсной программе США были представлены тремя лентами. Причем одна из них - "Слон" Гаса Ван Санта получила главный приз "Золотую пальмовую ветвь" и приз за лучшую режиссерскую работу, что, откровенно говоря, против фестивальных правил, ибо присуждение "ветви" высшей пробы уже означает, что фильм лучше остальных по всем параметрам. Кстати, многие в Канне с этой оценкой в целом достаточно заурядной ленты, посвященной проблемам насилия в США, не согласились, но не сильно протестовали, считая этот шаг в некотором роде "примиренческим" в отношении американцев.
Другой заокеанский фильм "Таинственная река" Клинта Иствуда, на мой взгляд, был сработан поинтереснее. Режиссер на базе классического детектива сумел жестко, максимально приближенно к жизни показать конфликт между тремя некогда неразлучными друзьями детства, которых спустя 25 лет вновь сводит трагедия - убийство дочери одного из них. Великолепны работы актеров Кевина Бейкона, Тима Роббинса и особенно Шона Пена.
Третья американская лента "Коричневая Банни" Винсента Галло, как мне кажется, попала на конкурс по недоразумению и побила все рекорды по продолжительности... улюлюканья и смеха публики после того, как на экране появилось слово "конец".
Все американцы да американцы... Ну а наших, спросите, в этом году в Канне видно было? А как же. Русская речь звучала во многих роскошных отелях на набережной Круазетт. Однако ее носители далеко не всегда имели отношение к кино и подчас пересыпали речь заковыристыми выражениями. В отличие от них ставшая сверхпопулярной во Франции Лена Ленина блистала в вечерних туалетах, расточала ослепительные улыбки и была явно довольна тем, что рассталась с "застекольным" заточением. Примерно тем же занималась в компании Катрин Денев, Летиции Касты, Милы Йовович "новое лицо" фирмы "Л'Ореаль" Наталья Водянова из Нижнего, прошедшая путь от торговки овощами на рынке до самых крутых парижских домов моды. Изредка на приемах мелькала стройная фигурка Ингеборги Дапкунайте, которая входила в жюри короткометражных фильмов и молодежных работ Кинофонда. Ингеборга также исполняла главную роль в фильме англичанки Эмили Янг "Поцелуй жизни", который был показан в разделе "Особый взгляд". Но больше всего внимания в этом году привлек к себе Александр Сокуров с лентой "Отец и сын".
Некоторые в Канне его не поняли или поняли превратно, в меру своей испорченности, увидев некий гомоэротический флер в отношениях двух связанных кровным родством людей. Действительно, киноязык, которым Сокуров тонко, трогательно и искренне рассказал о любви отцовской и любви сыновней, непривычен и действительно является сложным. Он требует либо подготовки, либо душевной открытости, незатертости, природной способности чувствовать добро. То, что сокуровская картина была одной из лучших на фестивале, это не только мое мнение. Приведу лишь несколько выдержек из статей французских критиков, посвященных Сокурову и его работе.
В парижском "Фигаро" русского режиссера назвали "подлинным художником, который реализует свой талант с полной ответственностью перед людьми". "Его фильм, - подчеркивается в статье, - не заискивает перед зрителем, доступ к нему нелегок, но он подталкивает к размышлениям". "Это самая пластически выразительная работа режиссера, который любит себя сравнивать с живописцем", - считает "Монд". "Помимо атмосферы языческой мифологии фильм представляет собой настоящую сказку. После него остается ощущение какого-то потрясения". Лента получила приз ФИПРЕСИ - профессиональных кинокритиков. Жюри Канна-2003 ее обошло. Так же как и ряд других более чем достойных картин.
Таких, как мощная трехчасовая лента "Догвиль" датчанина Ларса фон Триера, сделанная на стыке театра Бертольда Брехта и лучших образцов психологического мирового кинематографа (в ней главную роль великолепно исполнила Николь Кидман), или как исполненная любви, сострадания, юмора, истинной человечности картина канадца Дени Аркана "Нашествие варваров", которая была более чем достойна одной из наивысших наград фестиваля, но получила всего лишь приз за сценарий, а также за лучшую женскую роль.
Ну а что касается околокиношной жизни, которая, как правило, сопровождает Каннский фестиваль? Увы, особенно бурной в этом году ее трудно было назвать. Любители "остренького" надеялись, что на покрытой красной ковровой дорожкой лестнице, ведущей в кинодворец, столкнутся нынешняя и бывшая пассии Тома Круза - Пенелопа Круз и Николь Кидман, но их перемещения были так четко расписаны, что этого не произошло.
Запомнится, наверное, Арнольд Шварценеггер, который привез в Канн на предмет "раскрутки" ролик из нового, третьего по счету, "Терминатора". Шварци устроил перед публикой представление на 20 минут, в котором успешно расчленил парочку противных роботов.
Канн опустел и опять приобрел вид тишайшего курортного городка. На Круазетт рабочие муниципалитета снимают щиты с фестивальным лозунгом "Да здравствует кино!", мимо них осторожно прошмыгнула кошка. Слава Богу, не черная. Та куда-то исчезла. Будем надеяться, что не отправилась в Эвиан ...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников