ПОЧЕМУ ПОБЛЕКЛИ ЖОСТОВСКИЕ УЗОРЫ

Ищу подарок для подруги бельгийки. Нужен русский сувенир. Желательно не матрешка. Обхожу московские сувенирные лавки, одну за другой. Наконец перед моими глазами именно то, что обязательно понравится практичной приятельнице: и в хозяйстве пригодится, и интерьер оживит. Жостовский поднос - сказочные цветы светятся на темном фоне. Смотрю на цену - возникает желание поторговаться. Но попытка оказалась безуспешной.

- Да я эту вещь и продавать-то пока не хочу. Она месяца через два вдвое дороже будет. А через год и захочешь - не купишь. Фабрика-то Жостовская разорилась.
Сенсационное заявление не заставило меня выложить за поднос 30 у.е., но вдохновило на путешествие за 15 км от Москвы в деревню Жостово Мытищинского района - и новости проверить, и подносы на сувениры накупить.
- У нас имущество все инвентаризации подлежит. Не продаем ничего. Предприятие наше - банкрот теперь, - подтвердил дурные слухи коммерческий директор Жостовской фабрики Борис Николаевич Беляев.
- А можно ли с художниками встретиться?
- Работники все в отпусках в связи с неопределенным положением предприятия.
- Как же вы дошли до жизни такой?
Чтобы ответить на этот вопрос, понадобилось ни много ни мало, а два часа, потому что история у Жостовской фабрики сложная и удивительная.
В начале XIX века у первых местных мастеров дела заладились. Благо до столицы рукой подать. За материалами - в Москву. Товар сбывать - тоже в Москву.
В советские времена сбыт подносов стал делом государственной важности, потому что искусство народное пополняло валютную казну страны. Экспортировались изделия в 28 стран. Жостовцы получали премии в валюте и отоваривались в "Березке". Напоминают о том сытом периоде большие фабричные корпуса. Для предприятия-производителя осветить и отопить такие хоромы при нынешних ценах на энергоресурсы - тяжелая ноша. Да еще раздутый штат: всего 147 сотрудников, художников из них... 50.
Жостовский закат начался в 90-х. Не помог даже изданный в 93-м году указ президента, по которому фабрика ручной росписи - единственная из всех российских промыслов - была включена в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия РФ. В свод включили, а положенного государственного финансирования государственное предприятие так и не дождалось. Сегодня долги Жостовской фабрики - 8 млн. рублей. Основные кредиторы - Государственная налоговая инспекция, Мосэнерго и Межрегионгаз. На складе предприятия пылятся невостребованные произведения мастеров на 4,5 млн. рублей. Отвадила покупателей-оптовиков от сотрудничества с Жостовом цена на продукцию. Если в 70-е поднос в среднем стоил 3 доллара, то сегодня - 12.
- Неужели все 28 стран-экспортеров разом отказались от русских сувениров? - интересуюсь у коммерческого директора.
- Иностранцу потребительские свойства товара важны. К примеру, спрашивают меня: "В посудомоечную машину ваши подносы можно?". "Нет", - отвечаю. "Тогда, извините, наши покупатели ваших цен не поймут".
- А народ-то фабричный как теперь живет, Борис Николаевич? Чем работники предприятия-банкрота семьи кормят?
- Художники уже давно на себя работают. И затрат лишних нет на производство - цены задирать не надо и сбыть штучные партии проще. А фабрику нашу гигантомания сгубила.
Выходит, не нужна Жостовская ордена "Знак Почета" фабрика декоративной росписи ни государству-собственнику, ни наемным работникам. Обузой она для всех стала. Волнений или забастовок в Жостове не наблюдается. Перебрались умельцы в домашние мастерские - и горя не знают.
А поднос приобрести мне все-таки удалось - у частника, по сходной цене.