ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА

Чем больше словарный состав человека, тем больше у него возможностей достичь успехов в жизни. Это заключение психологов и филологов вряд ли стоит подвергать сомнению. Так как же вырастить интеллигентного и в то же время преуспевающего человека? Послушаем специалистов.

Американский педиатр Сюзен КАНИЗАРЕС считает: чем больше ребенок знает слов, тем быстрее научится он читать и писать, тем легче будет ему учиться в школе, тем вероятнее вырастет из него человек с высоким интеллектом.
В возрасте 2-3 лет, говорит доктор Канизарес, малыш знает уже до 300 слов. В 3-4 года его словарный запас увеличивается до тысячи, а еще через год - до двух тысяч слов. Шестилетний ребенок знает уже 6 тысяч слов. Для того чтобы расширить словарный запас малыша, его родители прежде всего должны следить за своей речью, сделать ее как можно более богатой и выразительной.
Важно, считает известный американский педиатр, чтобы ребенок не только знал слова, но и применял их в повседневной жизни. Сделать он это может, только разговаривая со взрослыми. Рекомендуется на вопросы малыша отвечать развернуто, примерно так. Ребенок: "Собачка говорит гав-гав?" - Взрослый: "Да, собачка говорит гав-гав. Так собачка лает. Наверное, она злится потому, что ей не дали косточку".
Второй источник пополнения словаря - чтение. Особенно полезны в этом отношении стихи, ведь ребенок от природы - музыкальное создание, и стихи для него звучат, как музыка. Но очень важно, напоминает Канизарес, чтобы малыш понял: знак и звук взаимосвязаны. Чтобы это отложилось, предложите ему рисовать картинки для обозначения слова или понятия. Это облегчит малышу переход к самостоятельному чтению и письму.
ЧТО ЖЕ ДУМАЮТ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ?
Все это, бесспорно, значимо, но не менее важно научить ребенка общению, считает логопед Лариса ТАРАТИНА. Малыш должен, не боясь но чувствуя разницу, уметь разговаривать и с чужими детьми, и с незнакомыми взрослыми. Практиковаться в этом можно и в песочнице, и в поликлинике. Пусть он сам поинтересуется, откуда у того мальчика такой красивый мяч, сам купит себе понравившуюся булочку, первым поздоровается с доктором и скажет, зачем пришел.
Общение, по мысли логопеда, напрямую связано с запасом слов. Чем больше вы будете разговаривать с малышом, читать ему, тем больше слов и выражений он усвоит. Чем внимательнее вы, родители, будете следить за своим произношением, тем правильнее будет речь вашего малыша. Не повторяйте общее заблуждение: "Пойдет в школу - выправится". К сожалению, чаще всего оказывается наоборот: ребенок с речевыми недостатками попадает в незнакомую среду, там над ним начинают смеяться, передразнивать. Он смущается, замыкается в себе - вот и готовый невроз...
Так что учите ребенка говорить! Пусть он перескажет вам прочитанную сказку, услышанную историю, мультфильм, поделится впечатлениями от поездки к бабушке. В 5-6 лет он должен уметь составить рассказ по картинкам, понять и осмыслить смысл басенок.
Маленькому человеку нужны для общения ваш заинтересованный взгляд, умение слушать, не перебивая и не подсказывая. Чтобы вызвать малыша на разговор, можно использовать любую ситуацию. При случае попросите его рассказать, куда вы идете и зачем, что несете с собой, как выглядят встреченные люди. Словом, больше общайтесь с вашим малышом - по возможности, общайтесь как с равным.
А вот конкретные советы думающим родителям от филолога Ларисы МАРТЫНОВОЙ:
- Обратите внимание на темп вашей речи. Он должен быть ровным, без убыстрений, которые создают фонетические провалы и некрасивые конструкции типа Марь Ванна, ваще.
Проанализируйте эмоциональность вашей речи. Не разговариваете ли вы с окружающими раздраженно-усталым тоном? Умеете ли вы голосом выражать оттенки чувств: грусть, печаль, радость, восторг? Дети восприимчивы к малейшим изменениям интонации. И если вы не хотите получить бесцветную, не эмоциональную личность - добавьте красок в вашу речь. Однако бойтесь перегнуть палку - и остаться в общении с малышом на сладко сюсюкающем тоне. Дети очень чувствительны к фальши.
Обратите внимание на конструкцию ваших предложений. Ребенок в возрасте 2,5 лет должен уметь строить фразу с придаточными предложениями. Часто ли вы используете в своей речи подобные конструкции?
А как у вас с лексическим составом языка? Используете ли вы эпитеты, сравнения, метафоры? Можно сказать: "Шмель сел на цветок", но лучше все-таки иначе: "Посмотри, какой пушистый, мохнатый шмель с полосатым брюшком и прозрачными крылышками сел на этот яркий цветочек. На кого, по-твоему, он похож?" Пусть малыш не все поймет, но он не только увидит шмеля, но и запомнит музыку фразы.
Если вы хотите улучшить собственную речь, говорит филолог Лариса Мартынова, учиться никогда не поздно. Вот несколько советов:
Больше читайте русскую классику, обращая внимание не только на сюжет, но и на выразительные средства языка.
Пишите письма подругам или ведите дневник, не обращая внимания на ошибки.
Рассказывая что-то мужу или подруге, старайтесь, чтобы ваша речь была более яркой, эмоциональной.
Используйте различные словари. Не ленитесь лишний раз заглянуть туда - узнаете много нового и интересного.
Вернемся, однако, к советам американского педиатра Сюзена Канизареса и обратим внимание на самое важное: когда же нужно начать беспокоиться и показать ребенка специалистам?
Если в 3-4 года он произносит отдельные слова чаще, чем связные фразы, затрудняется запоминать новые слова, испытывает речевые трудности, показывая картинки в книжке.
Для родителей 5-6-летнего ребенка тревожным сигналом должно стать следующее: если ребенок говорит очень мало, большинство слов произносит неправильно, говорит, как совсем маленький, испытывает трудности в подборе слов для выражения собственных мыслей, если он не может пересказать простую историю.