ПРАГУ ОСВОБОЖДАЛИ ДВАЖДЫ

Ранним утром 9 мая 1945 года подразделения 1-го и 4-го Украинских фронтов, совершив форсированный марш из-под Дрездена и сломив сопротивление германских войск, не подчинившихся приказу о капитуляции, ворвались в чешскую столицу. Спустя шесть часов маршал И.С.Конев рапортовал в Ставку Верховного главнокомандования о полном освобождении города, который при этом практически не пострадал.

...Еще в начале 60-х годов с высокого берега Влтавы исчез огромный монумент "вождю всех народов", не стало площади Октябрьской революции и стоявшего на ней памятника Ленину. А Иван Степанович Конев с бронзовым букетом в руке по-прежнему улыбается прохожим, и к ногам его ложатся живые цветы от благодарных пражан.
Нацистская оккупация Чехии началась после Мюнхенских соглашений 1938 года, раньше, чем вспыхнула мировая война, а закончилась, когда Европа уже праздновала Победу. Объективности ради надо признать, что чувствовали себя здесь захватчики довольно комфортно и, пожалуй, кроме сожженной деревни Лидице, особых зверств не чинили. Но гнет всегда остается гнетом. Вот почему уравновешенные по своему характеру чехи 5 мая 1945 года, не дождавшись освобождения ни от русских, которые проскочили на Берлин, ни от американцев, остановившихся там, где предписывали ялтинские договоренности, вдруг, когда все уже было ясно, взбунтовались против окопавшихся в Праге и окрестностях эсэсовцев.
Малочисленные, почти безоружные повстанцы, презрев здравый смысл, гибли на улицах и площадях своего прекрасного города, когда кругом уже цвела сирень. Их призыв о помощи услышали в Москве, но быстро прийти на помощь не смогли. А момент был критический. В предсмертных судорогах нацисты были готовы уничтожить массу людей и сам древний красавец город. Близко оказались другие русские, в форме Российской освободительной армии (РОА) - детища генерал-лейтенанта Андрея Власова, попавшего в плен к немцам еще в июле 1942 года и согласившегося с ними сотрудничать.
На официальном сайте МИД Чехии о дне 5 мая сказано дословно так: "Население Праги вместе с многочисленными ренегатами под командованием генерала Власова восстало против немецких войск". На самом деле там был другой генерал - Буняченко. Он командовал единственной боеспособной дивизией, пять полков которой и стали военными союзниками повстанцев. Они, как все власовцы, стремились прорваться в зону действия американских войск, чтобы спастись от неминуемого суда с советской стороны. А получилось так, что в течение двух дней заняли основные районы города, предотвратив их разрушение и массовую расправу над пражанами.
В истории, как и в жизни, нет только черных или сплошь светлых красок. Напротив главного почтамта на стене дома - мраморная табличка с четырьмя фамилиями погибших 5 мая пражан. Одному из них только что стукнуло 20, другой через месяц отметил бы 40-летие. Таких табличек любознательный турист найдет сотни. Никто не забыт. На Ольшанском кладбище, недалеко от небольшого уютного Успенского православного храма, построенного еще русскими иммигрантами 20-х годов прошлого века, стоит деревянный крест с надписью "РОА. Мы погибли за нашу и вашу свободу". Рядом - столб из простого камня. На нем высечено: "Здесь покоятся 187 неизвестных солдат РОА, а также генералы Владимир Боярский и Михаил Шаповалов". Все они погибли в Пршибраме и Праге в мае 1945 года. А в двух сотнях метров - ухоженный мемориал советских воинов.
Кто-то не забывает и захоронение власовцев. Для пражан объективно они тоже стали спасителями в конкретной обстановке первой декады мая 1945 года. Для нас все сложнее. Недавно на русском появилась книга "РОА против Гитлера и Сталина", изданная в Германии более 30 лет назад. Ее написал немец Вильфрид Штрик-Штрикфельдт, который с 1942 по 1945 годы был офицером связи между германским командованием и Власовым. Сегодня мы знаем, что генерала-предателя на самом деле терпеть не мог Гитлер, потому что сотрудничать с немцами Власов соглашался только на условиях антисталинского партнерства. А оно не сложилось, да и власовцы не стали подлинными участниками сражений против Советской армии. Между тем настырный генерал сумел облегчить судьбу миллионов военнопленных, которых Сталин отказался защищать, обозвав всех предателями. А с предателями разговор короткий. Так, упомянутый генерал РОА Боярский, свидетельствует православная хроника, не погиб в Праге, а был казнен "СМЕРШем" 8 мая 1945 года в Пршибраме и только в 1995 году перезахоронен на Ольшанском кладбище.
Чешский историк П. Главатый описывает, как встречали Власова в городе Плзень, куда он прибыл в те дни для переговоров с американцами. Он был "прославлен местным населением как спаситель Праги и получил в подарок, кроме сирени, бюст Карла Маркса. Толпы людей при этом кричали: "Да здравствует Сталин, да здравствует Власов!"