03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗУБРИТЬ - ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ

Стебелкина-Ганнушкина Мария
Опубликовано 01:01 29 Мая 2008г.
Прозвенел последний звонок, скоро начнутся выпускные экзамены. За ними - вступительные. Это значит, что надвигается тяжелый, "травмоопасный" для всей семьи период. Что говорить, даже взрослым, и часто даже спустя десятилетия, продолжают сниться экзаменационные кошмары. А как помочь ребенку пережить это время?

Рассказывает Ирина Шандыбина: "Петя -очень умный и способный мальчик. Он не отличник, но пятерок в его дневнике всегда было больше, чем других отметок. С седьмого класса он страстно увлекся историей, ходил на факультативы и сам решил, что будет поступать в РГГУ. С восьмого класса, узнав, какие вступительные экзамены ему придется сдавать, мы взяли репетиторов по всем предметам. Так что к одиннадцатому классу, как мне кажется, мы подошли во всеоружии. На самом деле я не сомневаюсь, что Петя хорошо подготовлен и отлично сдаст выпускные экзамены. Но чем они ближе, тем больше он нервничает. Целыми днями чахнет над книгами. Думаю, что масла в огонь подливает папа, который все время твердит, что цена вопроса слишком высока: если он плохо сдаст экзамены, то вряд ли в этом году поступит в институт. А там замаячит армия. Петя от всего этого зеленеет. Он мало ест, плохо спит. Несколько раз он так кричал во сне, что будил весь дом. Когда я спрашиваю: "Петенька, тебе что-то ужасное приснилось?", он со слезами на глазах рассказывает свой кошмар: "Мне приснилось, что я завалил все экзамены". А я с ужасом жду 2 июня, когда он пойдет на свой первый экзамен. На мои робкие попытки предложить пойти прогуляться, пообщаться с друзьями сын реагирует неадекватно - он начинает кричать, обвиняет меня в том, что мне безразлична его судьба. Однажды так разошелся, что разрыдался и долго не мог успокоиться. Хотя мне-то кажется, что я права: если он отвлечется, то не будет так нервничать, а кроме того, сможет обсудить это с друзьями, сравнить с тем, как они подготовлены, как справляются с этим безумным стрессом".
Хотя нынешние дети лучше, чем раньше готовы к таким испытаниям, как выпускные экзамены, безусловно, это для них сильнейший стресс. Ведь от того, как они пройдут это испытание, во многом зависит их будущая судьба. Неудивительно, что ребенок, которому не все равно, в какой вуз поступать, и соответственно небезразлично, какие оценки он получит, перед этими испытаниями нервничает, волнуется, переживает. Что же делать родителям, чтобы как-то поддержать свое чадо, вселить в него уверенность в своих силах?
"Постарайтесь не завышать планку при подготовке к экзаменам, - объясняет детский психолог Людмила Калашникова. - Не нужно стоять с палкой над своим чадом, требуя не расслабляться, а прочитать еще пару-тройку учебников. Не стоит постоянно твердить ребенку, что именно на этих экзаменах решается его судьба и что вся его дальнейшая жизнь будет зависеть от оценок, которые он сегодня получит. Психологи утверждают, что сверхмотивация разрушает эффективность нашей работы - наша психика так устроена, что при таком настрое человек начинает как бы наблюдать за собой со стороны, а это приводит к тому, что он становится напряженным и скованным. Человек не может адекватно реагировать на ситуацию, творчески подходить к решаемым задачам. Значит, если ребенок действительно поверит в то, что вы ему говорите, он вряд ли сможет сдать экзамены так хорошо, как он мог бы (даже при условии, что он отлично подготовлен, эрудирован и не лезет за словом в карман).
Поэтому первый совет: постарайтесь не нагнетать обстановку и не рассказывайте ребенку о том, что ему кровь из носу нужно получить максимальный балл. Не внушайте ему, что это его единственный шанс и сегодня решается его судьба. Не нужно твердить о том, что, если он провалит экзамен, его жизнь покатится под откос. Даже если сын Ирины, мечтающий о конкретном вузе с восьмого класса, не сдаст экзамены и загремит в армию, а потом уже вряд ли наверстает упущенное и отстанет от своих сверстников, постарайтесь успокоить его и предложить выбор. Вам следует до него донести, что, даже если он плохо сдаст экзамены, это еще не конец света. В любом случае, если двери бесплатного отделения для него в этом году будут закрыты, он все равно сможет поступить в другой вуз и проучиться один курс там. Или же вы можете оплатить его обучение на платном отделении в вузе, на который он нацелился. А на следующий год он постарается перевестись на бесплатное отделение и т. д. Если Петя будет уверен, что жизнь его после неудачно сданных экзаменов не кончится, он сможет расслабиться, раскрепоститься - и сдаст экзамен настолько хорошо, насколько он подготовлен".
Еще один совет. Любое усвоение знаний связано с работой левого полушария (если речь идет о правшах). Но при этом необходимо, чтобы правое полушарие, отвечающее не за логику и структурирование, а за творчество, абстрактное мышление, тоже было задействовано. Это помогает лучше запоминать конкретные факты, ведь это полушарие устанавливает ассоциативные связи, отвечает за создание образов. "Поэтому мы лучше усваиваем любые знания, если можем переключаться на какую-то другую деятельность, не связанную с работой левого полушария, - объясняет детский психолог Людмила Калашникова. - При этом, даже если человек не думает в данный момент о том, что он вычитал из учебников, все равно работа по усвоению материала будет происходить. Поэтому не заставляйте ребенка сидеть дни напролет с учебниками и зубрить до посинения билеты. Предложите ему переключиться на что-то другое (например, порисовать, послушать музыку, помочь вам по хозяйству, просто пойти погулять). Но, конечно, важно не переборщить с этими расслабляющими мероприятиями. Ведь в противном случае он будет целыми днями слушать музыку и перестанет вовсе заниматься".
ЧТО ПОЧИТАТЬ
Н. И. Хромов, "Методы обучения детей с различными типами обучаемости", "Айрис-Пресс", 2008;
К. Фопель, "На пороге взрослой жизни. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество", "Генезис", 2008;
Ш. Кови, "Семь навыков высокоэффективных тинейджеров", "Добрая книга", 2007;
Р. Годфрей, "Код тинейджера, или Как с нами говорить про... все!", "Рипол Классик", 2007.
ГДЕ ЖИВУТ САМЫЕ УМНЫЕ ШКОЛЬНИКИ РОССИИ
Согласно статистическим данным, касающимся результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) за 2007 год, самые умные школьники живут в Республике Марий Эл. Здесь 71 человек получили высший балл (100) за один из трех экзаменов.
Далее следуют школьники Республики Чувашия - 53 человека добились такого же результата. На третьем месте по количеству вундеркиндов находится Красноярский край с 47 подростками, получившими высший балл. Татарстан занял четвертое место (38 человек набрали здесь 100 баллов за один из экзаменов). Завершает пятерку Краснодарский край (27 оценок в 100 баллов).


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников