03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МАЛ ПЕШЕХОД, ДА ДОРОГ

Хлыстун Виктор
Опубликовано 01:01 29 Мая 2008г.
Летние каникулы. На улицы городов и сел высыпят сотни тысяч школьников. Ждать от всех примерного поведения на дорогах, увы, не приходится. К наплыву надо быть готовым всем: водителям, родителям, инспекторам. Статистика трагедий ужасна: в автомобильных катастрофах ежедневно в среднем гибнет до 10 ребят, около 70 получают травмы. По смертности детей и молодых людей до 24 лет Россия занимает третье место в мире.

САМ ПРЫГНУЛ ПОД КОЛЕСА
Так говорят водители, когда под их машину попадает ребенок. А вот типичные объяснения: "Ехал спокойно, вдруг из-за автобуса...", "На тротуаре стояла ватага, вдруг один...", "Хотел объехать мячик на дороге, вдруг..." Согласен: дети всегда выскакивают на проезжую часть неожиданно. Однако если бы водители чаще смотрели на автомобиль и дорогу глазами малышей, то этих "вдруг" было бы куда меньше.
Почему они лезут на дорогу? Непредсказуемое поведение маленьких пешеходов психологи объясняют тем, что они не в состоянии правильно и точно оценить дорожную обстановку, особенно в тех случаях, когда она быстро меняется. Обычный переход улицы малыш делает совсем не так, как взрослый. Если последний, уже подходя к дороге, наблюдает за тем, что на ней происходит, то ребенок чаще всего начинает это делать, только ступив на дорожное полотно. Запоздалая информация - неправильное, но очень быстрое действие - бегом, а не размеренным шагом, как положено. Все это усугубляется тем, что дети часто недооценивают опасность, которую представляет собой автомобиль. Мало кто из них способен определить, к примеру, за сколько секунд машина, находящаяся в 50 метрах, поравняется с ним. Если к этому добавить, что примерно до 12-15 лет человек, мягко говоря, наплевательски относится к своей безопасности и не боится рисковать, то водитель запросто может увидеть "перебежчика" у себя на капоте. Надо также учесть: тяга к риску у мальчиков гораздо больше, чем у девочек. Именно поэтому в ДТП они попадают в два раза чаще. На заметку себе возьмите и такой неприятный нюанс. В некоторых городах мальчишки устраивают весьма опасные игры: кто перебежит дорогу ближе к движущемуся автомобилю. Есть уже и трагические итоги таких игр. Остановить мальцов, конечно же, должны взрослые.
ЛОВУШКИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ
Сотрудники ГИБДД накануне каникул направляются в школы, чтобы поговорить с ребятами об опасностях на трассах, объяснить значение дорожной разметки, зебры, того или иного знака. Все это полезно, конечно, но мало. В ГИБДД это тоже понимают и часто приглашают на занятия по дорожной дисциплине родителей.
А вот водители остаются как бы безнад-зорными. Акции "Осторожно, на дороге дети!", которые сейчас проходят повсюду, вряд ли в корне изменят положение. Поэтому сами водители должны перестроиться. И начать, пожалуй, надо с уяснения простой истины: случайных аварий с наездом на детей не бывает. Основная часть трагедий происходит из-за совершенно конкретных ошибок, допускаемых чаще всего самими водителями. Чтобы их избежать, надо не только хорошо и осторожно водить машину, но и знать хотя бы типичные ситуации, когда и где ребенок может оказаться перед капотом автомобиля. Аналитики считают, что таких ситуаций чуть больше 20. Они повторяются в 95% ДТП с наездом на маленьких пешеходов. Только вдумайтесь: есть всего 20 ловушек, в которых вас ждет опасность в лице ребенка. Тренировочные площадки, арки домов, детские площадки, остановки общественного транспорта, переходы - список опасных мест вы можете продолжить сами.
Самая коварная ловушка - ряд припаркованных к тротуару машин. Тут все дело в маленьком росте ребенка. 130-140-сантиметровый малыш не виден даже за небольшим автомобилем, не говоря о джипах и грузовиках. Да и сам он стоит за авто, как слепой, и, не думая, что по дороге кто-то быстро едет, бежит через нее. Не заметит водитель и детской коляски, которую вытолкнет мамаша (это случается довольно часто) из-за "жигуленка".
Остановки общественного транспорта по правилам нужно проезжать с максимальной осторожностью. Однако некоторые забывают, что это требование относится и к тем остановкам, которые находятся не на той стороне, по которой вы двигаетесь. Сам видел ужасную картину. Узкая улица, автобус остановился, из задней двери выскакивает мальчик - и пулей через дорогу, прямо под колеса автомобиля, шедшего по встречке... А вообще-то и водителям, и пешеходам давно пора забыть старое правило, что стоящий автобус надо обходить сзади. Ни сзади, ни спереди большую машину обходить нельзя, пока не будет видна дорога, по которой идут машины.
Пустынные улицы также коварны, особенно если по краям растут кусты, деревья, из-за которых могут неожиданно выскочить ребятишки. Но опасны они еще и тем, что дети, зная, что по улице машины ходят редко, перебегают ее, не глядя по сторонам.
СИГНАЛ НАДО ПОДКРЕПИТЬ
Психологи отмечают и другую деталь, которую вряд ли знают автомобилисты. Если на дороге большой грузовик, который еле-еле движется, редкий ребенок станет перебегать перед ним дорогу. А вот небольшой "Матис", мчащийся по улице на большой скорости, его совсем не испугает.
Пугает ли детей бибиканье и свет фар? К сожалению, малыши часто не слышат и не видят сигналы, которые подает приближающийся автомобиль. Нет, он слышит, но не понимает, кого именно предупреждает водитель. Конечно, это не значит, что сигналить не надо, если впереди ватага ребят на тротуаре или на обочине. Кто-то все-таки услышит сигнал и предупредит других об опасности. Но сигнал хорошо бы всегда подкреплять снижением скорости.
Еще одна тонкость детской психики, о которой знают не все водители. Дело в том, что ребенок и даже подросток не способен сосредотачивать внимание сразу на нескольких предметах. Увидев одну машину, он забывает, что за ней или в другом ряду следует другая, третья... Поэтому, двигаясь в потоке, надо смотреть не только вперед.
Ну а если вдруг ребенок появился на полотне, то тут, пожалуй, не стоит манипулировать рулем и пытаться объехать его. Надежнее всего бить по тормозам. Он теряется, может сигануть назад или, наоборот, побежать вперед.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ
Господа, ну обшейте, обвешайте одежду своего ребенка световозвращающими фликерами, наклейками, блямбами - чем угодно. Водитель такие нашивки замечает аж за 200-300 метров. К сожалению, должен заметить, что в российских правилах дорожного движения предписание для пешеходов, в том числе и детей, надевать в темное время суток одежду со светоотражающими элементами носит только рекомендательный, но не обязательный характер. Очень жаль. Во многих странах, если ты появился на обочине проселочной дороги или на проезжей части городской улицы в куртке, которую не видно в сумерках, тебя оштрафуют, и весьма солидно. То же самое сделают и с родителями, которые выпустили играть свое чадо без опознавательных светящихся знаков. Недавно, например, такое правило было введено в соседней Республике Белоруссия. Нужны ли тут комментарии?!
СМЕРТНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 24 ЛЕТ В ДТП
(человек на 100 тысяч населения)
Греция 4,9
Литва 4,9
Россия 4,7
США 4,5
Франция 3,9
Германия 2,8
Израиль 2,7
Италия 2,5
Швейцария 1,8
Великобритания 1,7
Азербайджан 1,6
Швеция 1,6
Испания 1,2
(Данные UN Economic Commission for Europe)


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников