Сыграли из ящика

Этот телевизионный год запомнился яркими спортивно-музыкальными шоу, хорошими сериальными премьерами и отсутствием больших корпоративных и политических скандалов. И все же теленачальники подкинули в бочку меда ложку дегтя. Под занавес сезона на НТВ закрыли программу Владимира Соловьева «К барьеру», СТС лишился «Историй в деталях», а на «Культуре» прервали 11-лет-ний «Ночной полет» Андрея Максимова. Телезвезды надеются, что они ушли, чтобы вернуться.

Пока финансовый кризис на телевидении не так очевиден, но эксперты медиа-рынка прогнозируют, что все еще впереди, и обещают сокращение зарубежного кинопоказа, много повторов и падение качества продуктов собственного производства. Практически на всех телеканалах прошли сокращения сотрудников, но на рядовом телезрителе это не сказалось. Главным образом финансовый кризис отразился на технических сотрудниках и редакторском штате программ. Если говорить о телепроектах, то наибольшую стабильность демонстрируют Первый канал и <Россия>. Здесь эфир пока не трогали. На остальных телеканалах уход программ из сетки вещания объясняют скорее кризисом жанра, чем финансовой нестабильностью в стране.

"Первый": "Я устал, я ухожу"

На Первом канале в следующем сезоне мы можем не увидеть модельера Вячеслава Зайцева, который вместе с телеведущей Ариной Шараповой и главным редактором глянцевого журнала Эвелиной Хромченко приводит в порядок телезрительниц в программе "Модный приговор". "Я отдал этому проекту два года. Он замечательный. Но я хочу отдохнуть и сосредоточиться на своем Доме моделей. Конечно, все те, с кем я работал, очень расстроены, я и сам расстроен, но я не могу быть полезен абсолютно всем. У меня много клиентов, и я не должен забывать о них. Я бы не хотел возвращаться на телевидение, не хочу входить в одну и ту же реку дважды. Я вообще не люблю повторяться", - сообщил "Труду" модельер Вячеслав Зайцев. По его словам, он уже порекомендовал продюсерам программы несколько вариантов своей замены, но пока эти имена озвучивать отказывается.

По информации "Труда", знаменитый модельер уже не раз говорил продюсерам о том, что он устал и хочет уйти. Примерно столько же раз он изъявлял желание вернуться. Собеседник "Труда" на Первом канале сравнил Вячеслава Зайцева с Леонидом Якубовичем, который уже много лет "закрывает" "Поле чудес". Поэтому вполне возможно, что в новом сезоне мы обнаружим кутюрье в той же программе и в той же компании на "Первом".

Главной рокировкой сезона стала комбинация "Меняем Галкина на Заворотнюк". Няня Вика решила принять предложение "Первого" вести "Ледниковый период", не отпросясь с "России", где работала в аналогичном шоу, чем вызвала небольшой скандал и чуть не напоролась на штрафные санкции.

"Россия": Кина не будет

Здесь, как и на "Первом", потери минимальны. В начале сезона телеканал отказался от кинообозрения "Синемания" с Давидом Шнейдеровым. Программа выходила поздно вечером по понедельникам и рейтингов каналу не приносила, а заграничные командировки на места съемок кинофильмов и фестивалей требовали определенных вложений. Теперь известного киноведа Давида Шнейдерова можно увидеть на кабельном канале "Парк развлечений" в программе "Высшая лига", где он рассказывает не только о событиях в мире кино, но и о театральных новостях.

Определенной антикризисной мерой можно назвать и сокращение кинопоказа. В эфире "России" в разы стало меньше качественного зарубежного кино, которое раньше было представлено очень мощно. Как уже говорилось ранее, "Россия" потеряла Заворотнюк (а вместе с ней и Юрия Николаева) и приобрела Максима Галкина, под которого совершенно очевидно будут делать проект в новом сезоне.

НТВ: Без видимых причин

Главной потерей этого сезона стало закрытие программы Владимира Соловьева "К барьеру". На канале это объяснили "корпоративными причинами". Загадочную причину формулировали долго и наотрез отказались ее расшифровывать. Ничего не объяснили и самому ведущему (см. интервью), который тем не менее все еще числится в штате НТВ, хотя новых проектов у него на этом канале нет.

Не случилось на НТВ и продолжения мегапопулярного проекта "Cуперстар". Новый сезон решили отложить до следующего телевизионного года, а в текущем сезоне выдавать под этой маркой специальные проекты вроде больших бенефисов группы "Ласковый май". Не получило продолжения и юмористическое шоу резидента "Комеди клаб" Александра Реввы "Ты смешной". Как показала практика, комедиклабцы могут успешно размножаться только на ТНТ и Первом канале (вспомним проект Вадима Галыгина на СТС).

В самом начале года из эфира ушла программа Петра Фадеева "Все сразу!". Тематика и причины закрытия примерно те же, что и у "Синемании" Давида Шнейдерова. На просьбу "Труда" прокомментировать закрытие программы Петр ответил: "Не хочу и не могу". Стопроцентно антикризисным решением в начале сезона стало закрытие программы Сергея Стиллавина"Золотая утка".

СТС: Потеряли лицо

Телеканал и команда программы "Истории в деталях" решили досрочно прервать свои отношения. "Истории" закончатся 2 июля. Решение, с одной стороны, логичное: новое руководство телеканала, судя по эфиру, решило серьезно омолодить аудиторию, и программа Сергея Майорова не вписалась в концепцию. С другой стороны, СТС много лет представлял ведущего как одно из главных лиц канала наряду с Тиной Канделаки и вот теперь это лицо потерял.

"Хорошие шутки" с Татьяной Лазаревой, Михаилом Шацем и Александром Пушным, по информации "Труда", доживают последние дни. "Хорошие шутки" мы сейчас не показываем и не снимаем, но это не значит, что программа закрыта. Пока мы говорим про отпуск", - сообщили "Труду" на СТС.

Сейчас СТС в вечернем эфире обкатывает новый проект Лазаровой - Шаца - Пушного "Песня дня", который, правда, по концепции сильно напоминает "Прожекторперисхилтон".

ТНТ: "Жен" не будет, "Секса", похоже, тоже

С января здесь прекратили съемки феминистической программы "Клуб бывших жен" с Верой Сотниковой, Лерой Кудрявцевой, Жанной Эппле, Авророй и Ириной Климовой. Но выпусков наснимали столько, что хватит надолго. Бюджетным решением можно назвать и смену ведущих в юмористическом проекте "Убойная лига", где Павел Воля и Владимир Турчинский уступили место остроумной, но пока еще малоизвестной молодежи.

Вопреки слухам, продолжит выходить сериал "Счастливы вместе". Говорили, что актеры сериала раскрутились, нашли себе новые интересные проекты и не могут выбрать время, чтобы собраться вместе и продолжить съемки. Однако на ТНТ "Труд" заверили в том, что новые сезоны телезрители обязательно увидят, равно как и продолжение "Универа", "Женской лиги", "Битвы экстрасенсов" и "Интуиции".

Слухи о закрытии программы "Секс с Анфисой Чеховой" пока остаются слухами. По информации "Труда", проект заморожен, журналисты находятся в творческом отпуске, и в эфир программа вряд ли вернется. "Съемки новых выпусков "Секса с Анфисой Чеховой" заморозили, и сейчас программа идет в повторах. Все вопросы о продолжении съемок этой программы - к руководству ТНТ. Сейчас я занимаюсь новыми проектами на ТНТ и других каналах, но пока не могу рассказать о них", - заявила "Труду" Анфиса Чехова. "Программа не закрыта, но пока продюсеры не могут сказать точно, будут ли они снимать продолжения", - сообщили нам на ТНТ.

"Домашний": Тетя Таня уехала

На "Домашнем" не прижилась программа художника и кулинара Сергея Цигаля "Воскресный завтрак". Цифры нового проекта оказались слабоватыми. Тем не менее Сергея можно увидеть в эфире канала практически каждый день в программе "Мир в твоей тарелке". Исчезла из эфира и Татьяна Веденеева, которая до последнего времени вела на "Домашнем" сразу несколько передач. Ее новый "Модный журнал" тоже не смог занять свою нишу. На канале решили подумать над тем, как переделать формат или подготовить новый проект для Татьяны к следующему сезону.

"Культура": Прерванный полет

Наиболее ощутимой потерей стало исчезновение из эфира программы Андрея Максимова "Ночной полет", которая выходила почти 11 лет. Ситуацию прокомментировал "Труду" сам ведущий: "О том, что "Ночного полета" больше не будет, я узнал так же, как и все телезрители. Сначала канал начал выдавать повторы, а потом снял ее с эфира вовсе. Можно долго говорить о возможных причинах, но я могу сказать точно, что здесь дело не в финансовом кризисе и не в кризисе самого формата. Мне ни разу не указывали на низкие рейтинги, не говорили, что гости скучны". По словам ведущего, он предлагал руководству телеканала несколько вариантов решения проблемы, но их проигнорировали. "Мне очень жаль, что, по сути, единственная на нашем ТВ программа в формате спокойного, насыщенного интервью исчезла из эфира. Мне уже звонили многие режиссеры и актеры по этому поводу. Говорили, что им страшно жаль, что все так вышло. Но я не первый год ощущаю, что моя программа интересует канал все меньше и меньше", - грустно сообщил ведущий "Труду". Андрей Максимов остается сотрудником ВГТРК и ведет программу "Дежурный по стране" на канале "Россия". Также его можно увидеть в проекте "Личные вещи" на 5-м канале.

Реплика

Владимир Соловьев, телеведущий

- Так почему закрыли вашу программу "К барьеру"? Может быть, наступило время откровенно рассказать о причинах?

- Вы знаете, мне так и не объяснили. Мне только сказали: "Передача очень хорошая, и на этом мы наше общение прекращаем". Мне стало очевидно, что наводящих вопросов задавать не нужно. Это решение стало корпоративным, а не телевизионным. Никаких претензий, связанных с телевидением, мне предъявлено не было.

- Что изменилось с тех пор, как программу закрыли?

- Стало гораздо меньше интересных передач.

- Готовите ли вы новые телевизионные проекты?

- Пока проектов не предвидится. Я-то готов, но, несмотря на мнение телезрителей, видно, у телевизионных начальников другое представление обо мне. Ко мне никто не обращался, все ждут, будет ли политическая команда "можно". Видимо, пока такой команды нет, потому что ни одного звонка от телевизионных людей не поступало.

Интервью

Сергей Майоров: "Из нас пытаются сделать борцов за права геев"



- У вас очень хорошее настроение для человека, чей проект закрывают.

- А что грустить-то, жизнь продолжается! Произошло то, что должно было произойти. Я не очень понимаю, почему сейчас СМИ связывают уход программы с канала исключительно с цензурой и конкретным сюжетом об Александре Рыбаке. На самом деле мы с цензурой уже год боремся. И ранее были попытки вырезать куски из программ, не выдавать отснятых героев. Нам запрещали выпускать в эфир Веру Сотникову, потому что она кому-то показалась лицом другого канала. А для нас она в первую очередь актриса. У нас вырезали куски из интервью с Изабель Юппер, где она рассказывала, что самой тяжелой травмой в жизни для нее было то, что отец перестал с ней общаться после съемок в фильме "Вальсирующие", где герой Жерара Депардье насилует ее героиню. Нам сказали, что это порнография. А мы, как и миллионы людей всего мира, считаем, что это искусство. Этот фильм даже по телевизору показывают. На общедоступных каналах. Первый заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям Василий Богатырев серьезно заявлял, что это недостойно показа на общероссийском канале. Мы были вынуждены перемонтировать сюжет и показывать только крупные планы артистов в фрагментах из фильма. Потом он решил, что Юппер слишком громко кричит в этих сценах. Кроме того, из нас пытаются сделать борцов за права геев. Говорят, что мы уходим, потому что нам не разрешают показывать представителей сексуальных меньшинств. О чем разговор? Геев всегда было предостаточно в программе, и нам всегда их давали показывать. Просто в последнее время вкусовщина со стороны вышеобозначенного чиновника канала стала беспредельной. На любой вопрос ты слышишь ответ в духе Шарикова из "Собачьего сердца": "Моя логика во всем - и в этом, и в том". Челюсть отваливается: И ты уже совершенно ничего не понимаешь. Работать в таких условиях было крайне сложно, но наш уход с СТС давно продуман. Еще в апреле была договоренность, что программа должна каким-то образом трансформироваться. Сначала закрыли наши региональные представительства: 200 человек оказались на улице. Мы постарались никого не потерять из виду, относились к этому без истерики, потому что понимали, что просвет все-таки будет. Была договоренность, что программа выходит до 2 июля в том виде, в котором есть, потом - дайджесты, осенью - еженедельный формат. Сейчас эта договоренность аннулирована. Надо отдать должное, канал действует цивилизованно, выполняетвсе обязательства. И мы благодарны ему за это.

- Так в чем же причина?

- Я понимаю нынешнее руководство, у которого есть претензии к программе. Тот канал, который сейчас существует в эфире, и то содержание, которое присутствует в моей программе, - разные вещи. Мы почти не пересекаемся, кроме сюжетов о "Папиных дочках". Мы рассказывает о Екатерине Максимовой, Владимире Васильеве, Василии Аксенове, Андрее Вознесенском, Светлане Сорокиной и Леониде Парфенове, и боюсь, что многим зрителям СТС эти имена, к дикому сожалению, ни о чем не говорят. Это поколение, которое смотрит "Даешь молодежь", "Ранетки" и "Кадетов". Нас пытались убрать из эфира еще прошлым летом, но потом продлили контракт на полтора года, до декабря 2009 года. В эфир-то ставить нечего, а "Истории в деталях" - еще и программа влияния.

- И куда теперь?

- Не могу пока сказать, но предложения есть. Они сформулированы буквально в последние пару дней. Никто из телевизионной общественности не думал, что у нашей программы есть проблемы. Думали, что все замечательно, что Майоров верой и правдой служит СТС. И это правда, я нигде лишний раз не мелькал, дополнительных проектов на стороне не заводил, корпоративы не вел, как говорится, бренд не размывал. Сейчас предложения есть, и мы готовы их обсуждать.

- Канал, комментируя эту ситуацию, говорит о падающем рейтинге и дороговизне производства.

- Говорить про рейтинги в нашей ситуации просто неприлично. До лета прошлого года, когда нас попытались закрыть в первый раз, наши показатели были выше, чем средняя доля по каналу. Менеджеры понимали, что проект знаковый и закрыть его сложно. И тогда начались передвижения по сетке. Нас ставили между "Папиными дочками" и "Зачарованными". В таком детском сегменте мы вряд ли могли удержать свою взрослую аудиторию. К тому же "Истории" были, что называется, региональным окном. В стране нас видели не во всех городах вещания СТС. Некоторые станции перекрывали наш показ своей продукцией. Потом загнали в ночь. Просто программа "Истории в деталях" и наши региональные "дочки" перестали быть приоритетными для нового руководства СТС. Нам посоветовали уходить в сторону "желтухи". По-моему, это не очень серьезно.

- А бюджет?

- Во-первых, с нового года нам бюджет урезали на 30%. Во-вторых, стоимость программы по телевизионным меркам была не так велика. 26 минут эксклюзивных историй стоили не более 300 тысяч рублей, при том что у нас десятки заграничных командировок, большой штат сотрудников. Ведь программа-то трудоемкая. Для сравнения: по моим данным, на ТВ3 26-минутная программа стоит 40 тысяч условных единиц. У нас не было высоких зарплат, мы работали честно, за идею.

- Кто будет последним героем "Историй в деталях"?

- Последним героем стану я. Если получится: Хотя (слышатся крики) тут все мои орут: "Вырежут!" Но мне есть что сказать. Когда мне задавали такой вопрос ранее, я обещал, что финальная программа будет про меня. Надо держать слово: (Смеется.)

Комментарий СТС:

"Хотели бы продолжить сотрудничество с Майоровым в новом качестве"

- Правда ли, что программа Сергея Майорова "Истории в деталях" закрывается со 2 июля?

- Да, это правда.

- Почему руководство приняло решение ее закрыть?

- Мы довольны сотрудничеством с Сергеем и хотели бы продолжить его в новом качестве. Его проект можно назвать ярким и значимым в истории СТС. Но канал меняется, а на смену старым проектам приходят новые. В данный момент у нас с Майоровым идет обсуждение новых форматов. С точки зрения экономики у нас единый подход, который касается всех проектов, и критерии, по которым принимается решение о закрытии проекта, тоже одинаковы для всех. Первое - это доля аудитории. У проекта "Истории в деталях" средняя доля за 2008 год в целевой аудитории "6-54" по России составила 5,62%, что практически в два раза меньше, чем средняя доля канала СТС за 2008 год. Второе - рентабельность проекта. Производство "Историй" довольно дорогое, а доля аудитории программы вдвое меньше средней доли аудитории канала.