Миссия «Дракона»

Полет первого частного орбитального «грузовика» заставляет задуматься о вполне земных проблемах отечественной космонавтики

В поте лица трудились в минувшие выходные, выполняя тяжелую работу грузчиков, члены экипажа Международной космической станции (МКС). Сначала им надо было перенести в звездный дом 0,5 тонны грузов из первого частного космического корабля Dragon, причалившего к МКС в минувшую пятницу, а затем на этот же корабль доставить со станции скопившееся в ее модулях лишнее оборудование и другие посылки, отправляемые на Землю (более 600 килограммов). В общей сложности получается свыше тонны…

Думаете, в невесомости грузчики отдыхают? Ошибаетесь! Перемещать 25-килограммовый ящик на орбите — большое искусство и нервотрепка. Неосторожно толкнешь его — и ящик, будто мощный снаряд, полетит вперед, сокрушая все и всех. Так что устают космические грузчики изрядно. И даже травмы получают.

Нынешним обитателям МКС работать приходится в ударном темпе. Хотя первоначально было объявлено, что «Дракон» будет пристыкован к станции в течение двух или даже трех недель, сегодня сроки эти сокращены до шести суток. Причем за день до расстыковки должны быть завершены все работы с грузами. Что же заставило столь радикально изменить программу?

Один из российских специалистов объяснил мне это так: «Первоначально компания SpaceX действительно планировала оставить корабль в составе МКС в течение двух недель. Но старт несколько раз переносили, потому и пришлось сократить длительность полета „Дракона“, чтобы он не помешал выполнению других программ МКС. Так что полет должен завершиться, если все будет штатно, 31 мая. Что же касается разгрузочно-погрузочных работ, то нескольких дней вполне достаточно».

Завтра экипаж МКС должен закрыть люки и начать готовиться к отстыковке «Дракона», которую осуществит с помощью все той же мощной 17-метровой механической руки-манипулятора, что подводила корабль к станции. Наверняка весь этот процесс земляне увидят в прямом эфире, так же как и стыковку.

Кстати, в момент стыковки «Дракона» с МКС на балконе подмосковного Центра управления было всего три журналиста. Не потому, что событие не заслуживало внимания прессы, просто NASA в прямом эфире транслировало доступный всем желающим подробный многочасовой репортаж о полете «Дракона», стыковке, действиях экипажа МКС, интервью с космонавтами: Здесь, к сожалению, и Роскосмос, и ЦНИИМАШ безнадежно отстают от американцев, которые в пропагандистском плане давно выигрывают у нас, причем с огромным счетом. А ведь именно из нашего ЦУПа в подмосковном Королеве передается большинство команд по управлению Международной космической станцией. Но когда смотришь прямые телерепортажи из США, создается впечатление, что самый главный Центр управления — там, в Хьюстоне.

Когда американский астронавт Донн Петит вместе с нашим Олегом Кононенко переплыли в грузовой корабль и огляделись, последовала реплика американца: «Здесь просторнее, чем в корабле „Союз“, а грузов может уместиться примерно столько же, как в моем пикапе». Отсек в корабле действительно рассчитан на 3 тонны груза, и еще столько же войдет в негерметичный «багажник». Чуть позже в «Драконе» побывали все члены экипажа МКС. На пресс-конференции после стыковки менеджер грузовых и пилотируемых программ NASA Алан Линденмайер назвал рейс к МКС первого частного корабля «началом новой эры в развитии коммерческих космических полетов». Основатель и генеральный директор компании SpaceX 41-летний американский миллиардер Элон Маск сказал, что «это великий день для страны и всего мира». Возможно, его оценки продиктованы эмоциями, но факт остается фактом: крупный бизнесмен вкладывает деньги не в покупку суперъяхт или иностранных футбольных клубов, а в развитие космической техники. Причем делает это в тесном согласии с государством: NASA в соответствии с контрактом выделяет SpaceX средства в счет будущей доставки на МКС грузов, но немалые суммы тратит и сама компания.

Впечатляющих достижений добился мистер Маск. В короткие сроки созданы и ракета, и — с чистого листа — космический корабль, использующий последние достижения науки и техники. Казалось бы, это по силам только таким мощным странам, как Россия, США, Китай. Но SpaceX убедительно показала всем, на что она способна. К 2015 году Элон Маск намерен на своих кораблях запускать на орбиту людей, причем билет будет стоить 20 млн долларов. Россия, замечу, берет сегодня за одно место на корабле более 60 млн, то есть втрое больше. Вполне возможно, что эта частная фирма составит в ближайшем будущем серьезную конкуренцию некогда лидировавшей космической державе — нашей стране. «США в этой области оказались далеко впереди русских», — пишут сегодня американские газеты.

И это, к сожалению, правда.