Бетонная истина

Приличные дороги экономят миллиарды долларов

Чем тверже дорожное полотно, тем больше топлива сэкономят проезжающие по нему автомобили — к такому выводу пришли исследователи Массачусетского технологического института, ведущего технического вуза США. Вряд ли такой вывод нас удивит — все об этом и так догадывались. Однако подождите усмехаться.

Американцы взяли показатели почти 6 тысяч участков (!) дорожной сети по всей стране: климатические условия и качество почвы, количество передвигающегося транспорта и его грузоподъемность, состав дорожного основания и других слоев полотна: Сделали математический макет — и выявили, что главная экономия возникает при снижении глубины продавливания самого верхнего покрытия. А теперь попробуйте догадаться, как много бензина можно сэкономить, если довести дороги до рекомендуемой экспертами твердости. Целых 3%.

Это не крохоборство, а показатель качества американских автострад, которые уже почти не поддаются улучшению. К тому же в США на тысячу жителей приходится почти 780 автомобилей. Среднегодовой пробег каждого авто составляет около 20 тысяч километров — при расходе топлива у легковушки 6–8 литров, а у пикапа и внедорожника — 9–11 литров на 100 километров. Если все это перемножить, то получается, что экономия от выполнения рекомендаций Массачусетского института по стране составит около 13 млн тонн топлива. В переводе на деньги — более 10 млрд долларов. Впечатляет?

На самом деле американцы хотят сэкономить значительно больше: они уже приняли стандарт расхода бензина для производящихся в США автомобилей — 4,3 литра на 100 километров. Правда, обязательным он станет с 2025 года, но производители уже подписались под соответствующим соглашением. Страна таким образом надеется стать независимой от зарубежной нефти, а каждая американская семья станет немножко богаче. По расчетам, экономия на каждый автомобиль составит 8 тысяч долларов в год.

России это почти не коснется, хотя мы уже сегодня более чем наполовину пересели на иномарки. Наш расход бензина превышает европейский, американский и японский в среднем на 30–40%, а в Москве как минимум вдвое. Основная причина — мы стоим в пробках и ездим по колдобинам и ухабам. В России сегодня минимальным (!) стандартам качества не соответствует более 70% федеральных трасс и более 90% региональных и местных автодорог.

Правда, Минфин заявляет, что если в 2010 году дорожники получили на свои нужды лишь 200 млрд руб-лей, то в 2012 году на строительство и ремонт автотрасс будет направлено более 391 млрд рублей. В 2014 году дорожных денег станет еще больше — 531 млрд рублей.

Но именно потому американская экономия на бензине нам противопоказана. Дорожное строительство в России финансируется из Федерального дорожного фонда, который формируется в основном из акцизов на автомобильное топливо. Получается замкнутый круг: если сэкономим на бензине — не построим дороги, а если не будет дорог — как экономить на бензине?

Выход из этого круга известен. Для начала перейти в отношениях с дорожниками на так называемые контракты жизненного цикла. Чтобы подрядчик гарантировал не только строительство дороги, но и 30–40 лет ее эксплуатации — с поддержанием проектных характеристик, от инженерного обустройства до состояния обочин. Если фирма сэкономит на качестве работ или материалов, то потом разорится на дорогих текущих ремонтах. Такая система, например, действует в Австрии. Там по климатически сложным альпийским дорогам непрерывно курсируют автомобили с малой ремонтной техникой. Их задача — обнаружить и аккуратно заделать любую микротрещину, образовавшуюся в покрытии, и тем самым продлить дороге полноценную и качественную жизнь.

Конечно, это обходится недешево. Но и сейчас в среднем по России содержание и ремонт федеральных и региональных дорог обходится в 8038 евро на один километр — примерно как в Финляндии. Однако, по данным авторитетной международной организации World Economic Forum, по состоянию дорог среди 139 стран Финляндия занимает 13-е место, а Россия — 125-е