Как Сталин повстречал Мэрилин Монро

Вчера в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась выставка Леонида Сокова «Угол зрения», скульптора и одного из отцов-основателей соц-арта

«Труд» рассказывает о его работах, в которых органично сплелись советские и американские мотивы.

Судьба Леонида Сокова мало чем отличается от судьбы его коллег по цеху. В 1964 году поступил в Строгановку, где тогда готовили мастеровитых скульпторов, которые должны были отливать в бронзе Ленина и достижения победившего социализма. В 1980-м эмигрировал в США, так и не дождавшись перестройки. Там, в Нью-Йорке, где Соков живет до сих пор, оформился его талант, раскинувшийся в пространстве двух культур — американской и советской.

В творчестве Сокова смешались мифы и символы обеих идеологий: от Америки он взял растиражированных поп-звезд и образцы капиталистической рекламы, от Советского Союза — ярчайшие проявления социалистической пропаганды. Соков не скупился на эксперименты по сопоставлению двух идеологий: подставлял к строгому профилю Сталина личико смеющейся Мэрилин Монро («Два профиля», 1994), знакомил американскую диву с фольклорным русским медведем («Монро и медведь», 1990), скрещивал главный символ пролетариата и твердую валюту («Доллар и молот», 1989), стругал из дерева Микки-Мауса с серпом и молотом в руках (2010). Самая известная и знаковая работа художника — «Встреча двух скульптур» (1994), где политическая поляризация рассматривается как конфликт двух художественных течений: нос к носу сталкиваются стандартный бронзовый Ленин и «Шагающий человек» Альберто Джакометти, соцреализм и модернизм.

В Советское время его работы воспринимали исключительно как сатиру на социализм, пропаганду и так далее. Сейчас угол зрения, вынесенный в заглавие выставки, поменялся, и в его работах наконец проявилась ирония планетарного масштаба.