Профсоюзный комитет завода «Форд» во Всеволожске, известный своей жесткой позицией в спорах с работодателями, за две недели отменил две акции протеста. Сначала «итальянскую забастовку», первоначально планировавшуюся 21 мая, а затем — полную остановку конвейера, намеченную на 1 июня. Работодатели согласились сесть за стол переговоров и выполнили большую часть требований.
Большую часть, но не все, поэтому в трудовом коллективе остались недовольные. Членам профкома решение далось нелегко, но в итоге они рассудили, что на сегодняшний момент надо пойти на компромисс. Потому что главный спор с администрацией впереди.
— Нам удалось добиться сокращения обычной смены и ввести дополнительные перерывы для десятичасовой, — сообщил нашему корреспонденту новый лидер профкома «Форда» Александр Кашицын. — Также удалось договориться об отмене обязательного внесения рационализаторского предложения для получения разряда. Теперь сотрудники цехов могут расти и получать повышенную зарплату, опираясь на свою квалификацию. Рацпредложения тоже можно делать, но это теперь будет дополнительная возможность для карьерного роста.
Тем не менее некоторые требования пришлось отложить до лучших времен.
— Мы просили улучшить условия труда на некоторых участках, ввести компенсацию за вредность, — продолжает Кашицын. — Многим нашим рабочих приходится несладко — они поднимают тяжести, дышат краской, некоторым приходится работать при 34–35 градусах. Здесь пока договоренностей не достигнуто. Мы сообщили результаты переговоров трудовому коллективу, провели опрос и голосование. Большинство приняло решение с администрацией согласиться.
— Не сочтут ли ваш отказ от забастовки признаком слабости? — спрашиваю.
—
Добавим, что руководству «Форд Мотор» во Всеволожске забастовка тоже была бы совершенно некстати. С начала года спрос на автомобили стабильно растет, в том числе и на собранные на российских конвейерах иномарки. Скажем, в первом квартале 2012 года продано 27 тысяч автомобилей «Форд», по сравнению с прошлым годом рост составил 30%. А если бы руководство завода допустило остановку конвейера в период роста продаж, то пришлось бы терять позиции на рынке и подсчитывать убытки.
К месту вспомнить, что работники завода учились выстраивать отношения с администрацией при председателе профкома Алексее Этманове. На трудовых конфликтах он приобрел авторитет и ныне стал одним из лидеров МПРА — Межрегионального профсоюза работников автопрома. Он представляет интересы трудовых коллективов российских заводов «Фольксваген», «Ниссан», GM и еще двух десятков локальных организаций. Мы попросили профсоюзного лидера оценить ситуацию во Всеволожске.
— Многие люди по природе максималисты, но в нашем деле редко случается, чтобы
— Вы что же против акций протеста? А газеты писали, что Этманов всегда готов бастовать до последнего…
— Чушь собачья, — машет рукой Алексей. — Может,
— Получается, это первый случай в России, когда забастовку выигрывают без забастовки?
— Нет, второй, — уточняет Этманов. — Первым было заключение коллективного договора на том же «Форде» в марте 2011 года. Я еще раз хочу подчеркнуть, что мастерство переговорщика в том, чтобы без крайних мер добиться конкретных улучшений для рабочих — повышения зарплаты, удлинения отпуска, сокращения рабочего дня, введения бесплатного питания и так далее. Вот это и есть высший пилотаж. ?
Справка
Чего добились работники «Форд Мотор Компани» во Всеволожске от работодателей
- Снижение степени использование заемного труда.
- Значительное улучшение качества питания и усиление контроля за услугами по питанию на «Форде».
- Сварщики до 31 марта 2013 года получат по пять новых комбинезонов.
- Организация ремонтной бригады в службе главного энергетика и устранение дублирующей и бесполезной отчетности.
- Исключение из трудовых инструкций нормы, согласно которой работник обязан не допускать злоупотребления своими трудовыми правами.
- Работодатель обязался устранить конфликтные ситуации, связанные с пропускным режимом, и нормализовать работу охраны.