31 мая в 19.00 на площади за входом в спорткомплекс «Лужники» состоится концерт, посвященный 45-летию группы «Машина времени». Что на нем прозвучит, какие неожиданности принес народный опрос среди любителей «МВ» и как бессменный лидер команды Андрей Макаревич относится к тому, что его называют политическом певцом? Об этом Андрей Вадимович рассказал «Труду».
— Вы с завидной регулярностью отмечаете юбилеи группы. Но ведь очередное пятилетие — довольно формальный момент.
— С одной стороны, да, с другой — большинство групп и до пятилетнего возраста не доживают. Но так сложилось генетически: у нас в стране любят юбилеи и ждут их. «Машину времени» слушает масса людей, им хочется праздника, почему мы должны их этого лишать? Они нас, в конце концов, не только любят, но и кормят все это время. Можем мы раз в пять лет позволить себе такую роскошь? Хотя прямо скажу, это для нас затратная и тяжелая работа.
— Когда-то вы даже на Красной площади устраивали торжества.
— На 25- и 35-летие. До 350 тысяч народу собиралось!
— Отчего и сейчас не устроить подобное?
— Категорически нельзя делать в жизни и в искусстве что-то в виде повтора. Обязательно получится хуже. Если говорить о территории, то оказалось, что мы всю Москву уже истоптали. Надо было искать новое место. К нашей затее очень хорошо отнеслись в мэрии, конкретно Сергей Капков (глава департамента культуры города Москвы. — «Труд»). Но из достойных площадок оставались только Парк имени Горького и «Лужники». Парк тесноват — это не мы решили, а профессиональные милиционеры, которые занимаются массовыми мероприятиями. Они померили площадь и спросили: а вы знаете, сколько народу придет? Мы ответили: нет, потому что концерт бесплатный (вход свободный, но каждый может сделать взнос, который пойдет в фонд поддержки тяжелобольных детей «Подари жизнь». — «Труд»). Нам разъяснили: если придут тысяч 30, все будет хорошо. А если 70, может случиться беда: проход узкий — справа речка, слева газон с загородкой... И я понял — как бы ни было красиво в Парке Горького, в «Лужниках» лучше, там территория практически безграничная.
— Программу построите хронологически?
— Никакой хронологии. Пять лет назад мы проводили интернет-опрос, в котором приняли участие несколько сотен тысяч человек, и составили с их помощью такую вот естественную хит-парадину «Машины Времени». Взяли из нее то, что сверху — так, чтобы получилось 45 песен. С учетом того, что за это время написан еще десяток новых. Выкинули из списка пару тех вещей, которые мы сами ну совсем уж разлюбили. И еще там остался хвост из песен 15, которые вполне достойны исполнения, но спеть 60 номеров — это выше человеческих возможностей.
— То есть будут только песни «Машины времени»?
— Да, и только тот состав исполнителей, который в ней сейчас работает. Никаких гостей на сцене. А в зале будем рады всем.
— Были в рейтинге, о котором вы сказали, неожиданности?
— Да. Например, я думал, что «Поворот» окажется на первом месте. Он попал в первую пятерку, но лидировала «Cвеча». На самом деле больше неожиданностей — где-то начиная с третьего десятка. Скажем, мы обнаружили в списке песню «В добрый час», которую не играем лет 20. Почему не играем — нельзя объяснить. Вот как с женщиной — она тебе нравилась, а потом вдруг — все, разонравилась. И никакими силами ты не заставишь себя вновь ею увлечься. Даже если будешь пытаться — она все равно почувствуешь фальшь.
— А что прозвучит из «нового старого», то есть такого, что вы подзабыли, но с удовольствием вспомните?
— Будет одна смешная история. Когда мне исполнилось 30 лет, а группе 15, я написал песенку «15 к 30». Сейчас вдруг вспомнил ее, и оказалось — ни слова не могу в ней поменять. Кроме числительных: теперь она будет называться «45 к 60».
— Этакий ответ на маккартниевскую «When I’m 64»?
— Не совсем, наша вещь более декларативна, скажем так.
— Говорят, в программе будет, по крайней мере, одна совсем новая песня.
— Да, но рассказывать о ней не хочу — приходите и послушайте. Скажу только название: «Миром правит любовь».
— Хорошая и свежая мысль.
— Это главная мысль всего концерта. Я по-прежнему надеюсь, что она соответствует действительности.
— «Путин и рыбак» споете? По-моему, хорошая, добрая песня. Не понимаю, почему из-за подобных вещей вас называют политическим певцом.
— Я никогда не старался делать из концертов митинги. В «Лужниках» будет праздник, который не хотелось бы ничем омрачать. Политикой — уж точно. Я счастлив своей способности говорить и петь то, что считаю нужным, ровно так, как считаю нужным. Очень рад и тому, что на сегодняшний день эта возможность в нашей стране у меня сохраняется. Пока сохраняется. Мне очень не нравится, что на протяжении последних пяти месяцев нас закидали таким количеством вранья, к какому народ оказался не готов. Это тяжело видеть, но это обязательно пройдет. Глаза и уши прочистятся... Певец я, конечно, не политический, упаси Господь. Мечтаю жить в стране, где не нужно думать о политике. Мы ведь думаем о ней только тогда, когда что-то не так. А если в политике порядок, мы не обязаны даже знать имя нашего президента. Мы проголосовали и дали ему право работать на наше благо столько лет, на сколько он избран. Путин, между прочим, где-то на ранней стадии своей власти в анкете «профессия» написал «услуги населению». Это сказано гениально. Вот бы так оно всегда и было.
— И последний вопрос: что у вас запланировано дальше? Книги, выставки, телевидение, новые песни и другие музыкальные проекты?..
— Долго говорить не буду, памятуя пословицу: хочешь насмешить Бога — поделись с ним своими планами... Но о том, что уже было объявлено, скажу. Например, осенью мы еще раз сыграем программу «Yiddish Jazz» в Доме музыки. Дату сейчас выбираем. А еще год назад мы с трио Жени Борца практически импровизированно, почти без репетиций сыграли концерт с Владимиром Спиваковым и «Виртуозами Москвы» в том же ММДМ. Получилось очень симпатично, и в этом году мы даже запланировали пару совместных выступлений за пределами Москвы. К сожалению, они сорвались, так как везти целый оркестр — это очень накладная история, и не всякий промоутер ее потянет. Но очень надеюсь, что это сотрудничество получит продолжение — по-моему, это дико интересно!