Нелюбовь в квадрате

В Каннах многие считают, что фильм Андрея Звягинцева был достоин главной награды фестиваля

Завершился 70-й международный Каннский кинофестиваль. Юбилей отметили с размахом, и хотя количество фильмов из различных фестивальных программ не всегда переходило в качество, у судей главного конкурса нашлись достойные кандидаты на призы. Как уже сообщалось, российский режиссер Андрей Звягинцев получил приз жюри за «Нелюбовь». А главной награды – «Золотой пальмовой ветви» – удостоился шведский режиссер Рубен Эстлунд за «Квадрат», социальную сатиру, заключенную в рамки современного искусства.

Когда несколько удивленный Звягинцев выходил на сцену каннского дворца за своим неглавным призом, из зала ему крикнули: «Вы достойны Пальмы»! И правда, драма о разводе и пропаже ребенка, показанная в самом начале фестиваля, пролидировала в рейтингах критиков до конца. Еще буквально утром дня закрытия французская пресса прочила российской «Нелюбви» золотую ветку. Но жюри под председательством Педро Альмодовара решило иначе. Впрочем, Звягинцев в Каннах пока хоть и не побеждал, но без приза ни разу не уезжал (предыдущая его картина «Левиафан» получила здесь награду за сценарий). И на этот раз не осталась без внимания рассказанная им и его соратниками (продюсер Александр Роднянский, оператор Михаил Кричман, ко-сценарист Олег Негин) история распадающейся семьи, где досадная нелюбовь, почти ненависть, к близким соседствует с потрясающей самоорганизацией и отзывчивостью незнакомых людей из поискового отряда, которые по сюжету пытаются найти сбежавшего от ссорящихся родителей мальчика.

Победивший шведский фильм в какой-то степени полемизирует с «Нелюбовью». «Квадрат» Эстлунда вырос из инсталляции, устроенной одной из арт-галерей. Людям предлагаться войти в геометрическую фигуру, очерченную на городской площади, и считать, что в этих рамках все равны и обязаны откликаться на призыв другого индивидуума о помощи. Как выяснилось, подлинные альтруисты в современном европейском обществе дефицит. Ряд экспериментов, в том числе с участием подставных актеров, показал, что чем больше у человека свидетелей, тем вероятнее он откажется помогать незнакомцу и сошлется на свои дела.

Герои фильма-лауреата «Золотой пальмы» «Квадрат» пытаются изучать общественные веяния с помощью инсталляций и перформансов

Судя по ленте Звягинцева, в России порой все наоборот. Труднее, оказывается, быть добрым к родным, а не к чужим. Швед же констатирует и кризис доверия в социуме. Еще несколько десятилетий назад человек в человеке видел, скорее, опору, а теперь угрозу. Герой «Квадрата», куратор музея современного искусства, на словах идеалист, верит, что искусство способно пробудить в человеке лучшее. Но как только у него самого пропадет бумажник, будет готов обвинять всех без разбора. И кое-кто так обидится на обвинение, что станет преследовать героя. Жюри оценило не только визуальную образность, иронию и социологический подтекст произведения, но также выпад Эстлунда относительно «диктатуры политкорректности». В «Квадрате» есть несколько художественных провокаций, когда публике трудно оставаться терпимой к выходкам чересчур креативных клипмейкеров и перформеров, но они почему-то до абсурда стараются. Возможно, порог допустимого в обществе у каждого свой.

Зато выбор обладателя Гран-при, второго по значению приза, отчасти политкорректен. Наградили кино француза Робина Кампийо о борцах со СПИДом «120 ударов в минуту». Смелая в своих акциях группа ВИЧ-инфицированных отстаивает свои права перед чиновниками от здравоохранения и фарм-компаниями: те не очень-то хотят работать с группами риска, секс-меньшинствами, трудными подростками.

Лучшим режиссером не вполне ожиданно названа София Коппола, она представляла в конкурсе костюмную драму «Роковое искушение». Действие там разворачивается в конце Гражданской войны в США. Раненый солдат-северянин оказывается на попечении стайки благородных девиц-южанок из уединенного пансиона. Поначалу весьма любезные, девицы разовьют соперничество за мужское внимание не на жизнь, а на смерть. В фильме Копполы целый цветник миловидных актрис под чутким руководством Николь Кидман, которая удостоилась от Каннского фестиваля юбилейного приза по случаю его собственного, фестиваля, 70-летия. И то верно, нынче был ее год: в официальной программе было аж 4 фильма с участием Кидман. Так что с красной дорожки Николь не слезала, радуя фотографов разнообразием нарядов.

Приз за лучшую женскую роль отошел, однако, совсем другой блондинке – немке Диане Крюгер. В фильме Фатиха Акина «Из ниоткуда» актриса с надрывом сыграла жену этнического турка, убитого неонацистами. Женщина ищет мести, и поскольку правосудие ей не помогает, берет дело в свои руки. Месть по формуле «око за око» стала также темой картины Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя», удостоенной приза за сценарий. Там сын пациента, погибшего на операционном столе, требовал ответной жертвы от хирурга. Авторы фильма настаивают, что в основе сюжета - греческая трагедия Еврипида, рассказанная на современный лад.

Наконец, два приза – также за сценарий и еще за лучшую мужскую роль – получил фильм британки Линн Рэмзи «Вас тут на самом деле не было» с Хоакином Фениксом. Многогранный актер на этот раз предстал в образе ветерана, травмированного военным прошлым и занимающегося теперь рискованными «заказами»: например, найти и вернуть домой дочку сенатора, попавшую в сети педофилов. Характер сумрачного «спасателя» выстроен с большой оригинальностью. Герой пленяет зрителя нежным отношением к старой маме и заботой о той же «заказанной» девочке, но при этом вынужден то и дело применять грубую силу и подручные средства для истребления «плохих дяденек» в хороших костюмах; зрелище с кровищей немного в стиле Тарантино. Но только нам покажется, что герой сдался и мы готовы в нем разочароваться, как режиссер с актером дадут понять: возможно, не стоило верить глазам и далеко не вся кровь и убийства в кадре – настоящие, ведь в пространстве кинокартины все условно.

Российские критики болели еще за фильм «Теснота» Кантемира Балагова, который демонстрировался в программе «Особый взгляд» и претендовал на «Золотую камеру» за лучший дебют. Из Канн фильм о семье из Нальчика, вынужденной искать деньги на выкуп похищенного сына, уезжает, однако, с престижным призом ФИПРЕССИ – жюри международной ассоциации кинопрессы.