Про тридцать сребреников

Литературный обзор

Предательство всегда было одним из главных сюжетов литературы — и художественной, и документальной. Где та грань, порой тонкая и незримая, перейдя которую человек оказывается уже не с теми, кто еще недавно ему был дорог и близок? Почему предают Отечество и какова расплата? Можно ли оправдать предательство? Поищем ответы вместе с авторами этих книг.

Олег Никифоров «Охота за призраком»

Как признавался Маркус Вольф, глава очень эффективной спецслужбы ГДР, «с точки зрения морали мир разведки — это всегда царство теней. Ее практика зачастую безнравственна, а ее методы грязны». Вольф знал, о чем говорил. Но это тот случай, когда интересны не столько постулаты, сколько детали.

Рушится мир социализма, и спецслужбы разных стран, включая ЦРУ и КГБ, любой ценой пытаются добраться до картотеки агентурных архивов МГБ Восточной Германии. Дело происходит в 1989-1990 годах, когда автор книги, тогда собственный корреспондент газеты «Труд» в Берлине, был свидетелем происходящего и знал лично некоторых участников той тайной войны. ЦРУ стремилось выявить в своих рядах «крота», по вине которого США потеряли ряд агентов в важнейших научных, дипломатических и разведывательных структурах СССР. Операция носила кодовое название «Розовое дерево», ее детали до сих пор засекречены.

В основе книги — воспоминания ведущих разведчиков того времени СССР, Восточной и Западной Германии, США, публикации в немецких и американских изданиях, а также личные наблюдения автора. Главные действующие лица, сотрудник КГБ и агент ЦРУ, списаны с реальных персонажей, которых уже нет в живых.

Сергей Глезеров «Предатели в русской истории»

О корнях предательства размышляли и рассуждали философы, богословы и писатели с незапамятных времен. Вот и на страницах этой книги перекликаются Данте, Фрейд, Мазепа и другие люди, оставшиеся в истории. Вывод? Он неутешителен: от предательства невозможно уберечься, ведь зачастую оно исходит от самых близких людей, которых мы любим и которым доверяем. Чудовищное коварство — недаром Данте в «Божественной комедии» поместил предателей в самый страшный круг ада:

У предательства как исторического явления масса форм и оттенков. В подзаголовке автор уточняет, о чем ведет речь: «1000 лет коварства, ренегатства, хитрости, дезертирства, клятвопреступлений и государственных измен». А сколько еще оттенков не вошло в этот длинный перечень? И парадоксальная вещь: предатель для одних вдруг становится героем для других. Вот, к примеру, гетман Мазепа и казненные по приказу Петра I в Лебедине казаки, перешедшие на его сторону. В современной Украине они теперь национальные герои...

А можно ли считать изменой выступление против правителя, ставшего тираном? Однозначных ответов в этой книге нет, скорее, это приглашение к дискуссии.

Бриджет Коллинз «Предательства»

Далеко в горах есть академия, где готовят к таинственной Большой Игре, правила которой читатель поймет не сразу. Среди студентов когда-то был и главный герой Лео Мартин — он возвращается в альма-матер. Это антиутопия о взрослении художника и острый политический комментарий о духовных ценностях при тоталитарном режиме (дело происходит в альтернативной Европе 1936 года). Новая книга писателя, известного нашим читателям по роману-бестселлеру «Переплет», — это разговор о вполне актуальных общественных проблемах, замаскированный под фэнтези. Если твоя жизнь основана на лжи, рискнешь ли ты всем, чтобы рассказать правду? Разве подобный вопрос не стоит перед нами, живущими в ХХI веке?