СОЗДАДИМ ЕЩЕ ОДНУ ЗОНУ И УСТАНОВИМ В НЕЙ ПОЛНУЮ СВОБОДУ (ТОРГОВЛИ)

Президент России Владимир Путин сказал: "Развитие связей с соседями является для России абсолютным приоритетом..."Премьер-министр Белоруссии Владимир Ермошин (он же - председатель Совета глав правительств СНГ) сообщил: "Зона свободной торговли в рамках СНГ может быть реально введена в действие с 1 января 2002 года..."Украина заявила: "Развитие торгово-экономического сотрудничества на основе зоны свободной торговли в рамках СНГ для Украины вопрос не только экономический, но и политический..."Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что "придает особое значение формированию зоны свободной торговли в СНГ..."Вице-премьер России Виктор Христенко добавил: "...однако есть интересы России, которые не должны быть ущемлены..."Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов резюмировал: "Само существование зоны свободной торговли должно опираться на одинаковое развитие всех государств, решившихся в нее войти, что на деле практически неосуществимо..."

Вот такие разные, порой полярные мнения. Почему? И зачем ЗСТ нужна России, если известно, что в первый же год ее функционирования наша страна потеряет не менее 500 миллионов долларов?
Вот факты. За последние 8 лет объем торговли между странами СНГ снизился в 4-5 раз. Для Российской Федерации бывшие братские республики СССР уже перестали быть основным торговым партнером: доля государств Содружества в общем внешнеторговом обороте нашей страны составляет по экспорту всего 19 процентов, по импорту - 26 процентов. Со странами Европейского союза мы торгуем вдвое активнее.
Почему произошел такой спад? Вот мнение Генерального секретаря Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, доктора экономических наук, профессора Михаила Кротова:
- После распада СССР промышленное производство на его бывшей территории сократилось больше, чем за годы Великой Отечественной войны, когда Украина, Белоруссия, Молдавия и большая часть европейской части России были оккупированы. Наибольшие потери сейчас понесли наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности, которые на рубеже XXI века определяют конкурентоспособность национальной экономики в целом. Государства Содружества утратили более трехсот технологических направлений и производств: аэрокосмического и робототехники, информатики, биотехнологии и новых материалов. Практически остановлено большинство заводов по производству оптики и электронных приборов, примерно в 10 раз уменьшился выпуск тканей, обуви, швейных изделий, бытовой техники. Три четверти рынка Содружества занято импортной, далеко не всегда высококачественной продукцией...
Конечно, Россия с ее огромными запасами природных ресурсов и в этих условиях не пропала. Более того, сегодня уже можно говорить о стабилизации и даже увеличении выпуска продукции в нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности... Но это значит: производить сырье и полуфабрикаты для "дяди", при этом разбазаривая невосполнимые природные богатства и одновременно оставляя себе все вредные отходы первичного производства.
Экономика нашей страны как бы разделилась на две части: сырьевую, ориентированную на экспорт (в основном за пределы СНГ), и обрабатывающую, не имеющую надежных рынков сбыта. Первая успешно развивается, закрепляя статус России как "сырьевого придатка" индустриально развитых держав. Вторая влачит жалкое существование: на Западе наша продукция никому не нужна, а внутри СНГ она вытесняется импортом из стран "третьего мира", поставляемым по демпинговым ценам.
Зона свободной торговли СНГ должна стать внутренним рынком Содружества, обеспечивающим для России сбыт своей достаточно высокотехнологичной, но еще неконкурентоспособной на мировом рынке продукции. То есть заведем свой собственный "общий рынок" - так сказать, "рынок второго сорта". И будем поставлять сюда то, что не примет "первосортный" рынок. А попутно станем учиться производить только высококачественный товар, для которого не нужны специальные, "защищенные" рынки сбыта.
Считается, что рост продаж машиностроительной продукции на внутреннем рынке СНГ в перспективе увеличит ежегодные доходы российских товаропроизводителей на 3-5 миллиардов долларов. Но это еще когда-то будет. А в первый год функционирования ЗСТ потери российского бюджета оцениваются не менее чем в 0,5 миллиарда долларов.
- Зона свободной торговли - хороший лозунг, но ни к каким экономическим последствиям это не приведет, - считает бывший зам. министра финансов и бывший зампред Центробанка России, а ныне директор Центра развития Сергей Алексашенко. - Все сводится к тому, чтобы отменить российские пошлины и налоги, чтобы российские нефть и газ были немного дешевле. В этом прозрачный и очевидный интерес стран СНГ, а в чем интерес России - я ни разу не слышал.
И действительно, сегодня экспортные пошлины составляют примерно 18 процентов федерального бюджета России, НДС на экспортные товары - еще 15 процентов бюджета. Но в зоне свободной торговли должны быть отменены все таможенные барьеры, а НДС будет взиматься не в стране - производителе товара, а в стране-потребителе. То есть с начала функционирования ЗСТ Россия станет терять немалые налоговые доходы. Более того, по мнению заместителя министра финансов Сергея Шаталова, надо ждать дополнительных потерь от "лжеэкспорта" и прочих "темных схем", которые наверняка появятся при переходе на льготную торговлю с государствами, входящими в зону свободной торговли. "И до тех пор, пока не будет нормального контрольного механизма, государства СНГ могут быть той замечательной прачечной, где будут отмываться налоги, где появятся дополнительные возможности для ухода от налогообложения", - считает Шаталов.
Создать такой контрольный механизм трудно, но возможно. Однако беда в том, что многие наши партнеры по СНГ не заинтересованы в жестком и эффективном контроле.
Вот факты. Только за минувший, 1999 год на плохо обустроенной, фактически полупрозрачной российско-казахстанской границе (протяженностью 7667,6 км) было пресечено 1785 попыток незаконного перемещения грузов и товаров на многие десятки миллионов рублей. Из России вывозятся горюче-смазочные материалы, сырье, медикаменты, промышленное оборудование. Из Казахстана в Россию ввозится спирт и спиртсодержащая продукция, китайский ширпотреб, зерно, продукты питания (в том числе контрабандное мясо - несмотря на то, что ввоз в Россию казахстанского мяса запрещен из-за эпидемии ящура).
По данным Федеральной пограничной службы России, растет поток наркотиков из Центральной Азии через Казахстан - в Россию. За последние три года общий объем изъятых наркотиков составил уже более полутора тонн, и этот поток приобретает лавинообразный характер.
Весьма сложными остаются межгосударственные экономические отношения России с Украиной, которая, испытывая катастрофический дефицит энергоресурсов, даже сегодня умудряется реэкспортировать получаемые из России (по льготным ценам) нефть и газ. Притчей во языцех стала белорусская "черная таможенная дыра", через которую в Россию мощным потоком идут импортные товары, уже растаможенные в Белоруссии по местным, заниженным ставкам.
В итоге Россия вынуждена начать развертывание войсковых соединений на границе в Казахстаном, чтобы противостоять организованному криминалу. На границе с Белоруссией снова введен таможенный контроль за перемещением товаров из третьих стран. Миллионы долларов будут потрачены Россией на сооружение нефте- и газопроводов в обход Украины, где российские энергоресурсы просто-напросто разворовываются.
Спрашивается: какой же смысл для России участвовать в создании единого экономического пространства, если выгоды от него сомнительны, а потери - несомненны? Правительство РФ сейчас прорабатывает варианты, при которых убытки от функционирования "зоны" будут сведены к минимуму. В частности, создается некий "перечень изъятий" - то есть список товаров, на которые режим зоны свободной торговли распространяться не будет. Пока в него вошли чуть более 200 наименований товаров (из 40 тысяч позиций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности).
Это немного: в аналогичной североамериканской ЗСТ, куда входят США, Канада и Мексика, таких изъятий около 1500. Но загвоздка в том, что в перечень "наших" 200 изъятий входят чуть ли не все товары, которые представляют серьезный интерес для участников будущей ЗСТ. "Проблема в том, что продукция друг друга нам не нужна, за исключением сырьевых позиций", - сказал по этому поводу С.Алексашенко.
С аналогичными трудностями уже столкнулись страны Центральной Европы, тоже создающие свою свободную экономическую зону ЦЕФТА (туда вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Чехия). Правда, они взяли более осторожный темп и намеривались для начала лишь к 2002 году упразднить таможенные налоги при торговле друг с другом. Однако ЦЕФТА вряд ли доживет до назначенного срока: каждый ее участник требует благоприятных условий для экспорта своей продукции, но одновременно ревностно защищает собственный внутренний рынок от партнеров по будущей зоне.
С нашей ЗСТ может случиться то же самое. Но если из нее "изъять" сам смысл создания, она будет как все нынешнее СНГ функционировать чисто теоретически, в виде дополнительного чиновничьего аппарата.
Правда, у России есть дополнительный, "политический смысл" создания и поддержания всех этих "союзов", "содружеств" и "зон". Согласитесь, трудно претендовать на звание великой державы, не имея вокруг себя экономически и политически зависимых стран-соратников.
Главное, чтобы цена амбиций нынешней российской власти не оказалась слишком высокой.