05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НОВАЯ "ЧАЙКА" В ОБНОВЛЯЕМОМ МХАТЕ

Бильдюгина Евгения
Статья «НОВАЯ "ЧАЙКА" В ОБНОВЛЯЕМОМ МХАТЕ»
из номера 118 за 29 Июня 2000г.
Опубликовано 01:01 29 Июня 2000г.
Пик театрального сезона далеко позади. Театры устало доигрывают текущий репертуар, надеясь в будущем сезоне удивить зрителя новыми достижениями "в новых формах". Во МХАТе им. Чехова не стали ждать осени. Птица на занавесе театра вновь обрела свою историческую значимость. Новая старая премьера "Чайки" в постановке Олега Ефремова 80-го года прошла 25 июня на основной сцене.

Казалось, это не более чем дань памяти большому художнику. Спектакли трудно реанимировать, они сопротивляются привязанностью своим творцам, некой изысканной старомодностью, что чаще всего невозможно сохранить во времени, в смене состава исполнителей. Но по мере течения спектакля сомнения в целесообразности его присутствия в палитре сегодняшнего театра полностью отпадают. Верный тон чеховского письма, который слышал и пытался передать в своих постановках Олег Николаевич, присутствует в спектакле до сих пор. Актеры собранны и несуетливы. Самое главное, что неспешность направлена не на самолюбование, а на партнерскую вязь потаенных смыслов.
Чеховская пьеса была нелегким испытанием и для более опытных актеров, а роль Нины Заречной чаще становилась камнем преткновения как для актрисы, играющей эту роль, так и для всего спектакля в целом. Расхождение роли и целостности постановки бывали вопиющими. Прекрасная игра Веры Комиссаржевской на премьере "Чайки" 1895 года в Александринском театре только высвечивала недостатки и ужас содеянного перед глазами автора. Шок Чехова был так силен, что он полгода убегал от возможности присутствовать на спектакле Московского Художественного театра, премьера которого состоялась 18 декабря 1898 года. И только в мае, специально для автора, спектакль был сыгран без декораций и публики.
...Из письма Чехова - Горькому: "...судить о пьесе не могу хладнокровно, потому что сама Чайка играла отвратительно, все время рыдала навзрыд, а Тригорин (беллетрист) ходил по сцене и говорил как паралитик; у него нет "своей воли", и исполнитель понял это так, что мне было тошно смотреть. Но, в общем ничего, захватило. Местами даже не верилось, что это я написал..."
Актеры сегодняшней "Чайки" будто оттолкнулись от этого замечания Чехова. Борис Щербаков в роли Тригорина играет не истомившегося от скуки писателя, а уставшего от самого себя человека, не лишенного таланта. Виктория Исакова, молодая актриса МХАТа, окончившая школу-студию в прошлом году, при внешней сдержанности играет роль Нины Заречной точно и, что подкупает, не сентиментально. И если в первых двух действиях ей пока не хватает детской порывистости, то четвертое действие актриса ведет очень конкретно, не скатываясь в истеричность и пафосность. Видимо, умение мхатовской школы сразу вводить своих учеников на новые роли дает свои плоды. За год работы в театре Виктория Исакова уже успела сыграть в спектаклях: "Амадей", "Горе от ума", "Маленькие трагедии". Работала с режиссерами разной стилистики Дмитрием Астраханом и Михаилом Мокеевым, сыграла балерину Карсавину в фильме "История террора в России". Возобновленная "Чайка" - хорошая проверка на творческую состоятельность нынешнего коллектива и обещание новых художественных открытий, которым суждено сбыться (хочется в это верить) в новом сезоне Московского Художественного театра имени А.П. Чехова.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников