ЗРИТЕЛЕЙ ПОЛИВАЛИ ИЗ ШЛАНГОВ

Вторую неделю в рамках Всемирной театральной олимпиады в Москве проходит программа площадных представлений, и вслед за Белым карнавалом в сад "Эрмитаж" пришел "карнавал Черный. Однако это не значит, что праздник получился мрачным.

Обычно к хорошему люди привыкают очень быстро и не хотят с ним расставаться никогда. Уличные театры, ворвавшиеся в нашу жизнь вместе с Олимпиадой, значительно оживили культурную жизнь столицы, если не сказать больше: они постоянно повышают настроение публики, помогают ей ощутить радость бытия. Недаром во всех европейских столицах уличные представления считаются одним из самых популярных видов искусства, собирающих толпы зрителей. Жаль, что у нас нет такой традиции. Хочется надеяться, что Олимпиада подтолкнет в будущем московских деятелей театра продемонстрировать свое мастерство на московских улицах и площадях.
Спектакль "Вендетта" знаменитого итальянского клоуна Лео Басси, ныне живущего в Испании, был на редкость дерзок и вызывающ, в нем мастер эпатажа добивался одного - чтобы зрители смеялись не только над происходящим на сцене, но и над собой. Именно поэтому Басси поливал публику из шлангов водой, швырял в нее разными предметами. Одним словом, в зале и на сцене разыгрывался настоящий хэппенинг.
Совсем иного рода спектакль представил немецкий актер Франц Йозеф Богнер. Он, если так можно сказать, интеллектуально провоцировал публику, настраивал ее на критический лад. Это было похоже на жонглирование вывернутыми наизнанку сюжетами, рассказывающими о поведении людей в экстремальных ситуациях. Обычно у нас таких артистов называют мастерами устного жанра. По своей манере ведения спектаклей эти клоуны совсем не были похожи на цирковых, напоминали, скорее, эксцентричных драматических артистов.
Зрители, отдавшие предпочтение спектаклям на Манежной площади, тоже не были разочарованы увиденным. Во время феерического по форме спектакля "Поле" австралийского театра с экзотическим названием "Странные фрукты" четыре женщины и четверо мужчин в течение всего действия находились на высоких гибких шестах, закрепившись за них ногами. С первых тактов музыки они начинали раскачивать свои шесты, и вся их живописная группа становилась похожей на колышащиеся под ветром гигантские полевые цветы. Иногда эти шесты склонялись так низко, что артисты оказывались прямо над головами зрителей. Эффект получался колоссальный. Взрослые люди начинали вести себя как дети: прыгать, визжать, свистеть. Особенно веселилась молодежь.
Побольше бы таких праздников, ведь площадей для этого в Москве предостаточно.