САША, МЫ ПОМНИМ НАШИ ВСТРЕЧИ

Из всех искусств для нас важнейшим является... нет, не только кино, но и опера, и балет: об

Из всех искусств для нас важнейшим является... нет, не только кино, но и опера, и балет: об этом можно судить по тому, с какой поистине военной скоростью назначили нового главного дирижера Большого театра. Не прошло и недели, как министр культуры подписал заявление Геннадия Рождественского- об уходе - и вот на место прославленного мэтра встал молодой (по меркам профессии) музыкант Александр Ведерников. Впрочем, сказать "на место" - не совсем точно: должность "генеральный художественный руководитель", которую год назад создали "под Рождественского", пока не отдали никому, хотя и из штатного расписания Большого вроде бы не изъяли. Что до Марка Эрмлера, возглавлявшего до последнего времени "музыкальный цех" театра, то рассматривается вопрос о его переводе из главных дирижеров в очередные.
Генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов подчеркнул, что молодость была одним из качеств, которые склонили чашу весов в пользу Александра. В театре сейчас делают ставку на молодежь, а, кроме того, хотят восстановить традиционный баланс между оперой и балетом, чтобы приход каждого нового руководителя не приводил к крену в ту или иную сторону (как известно, Рождественский изгнал из репертуара многие спектакли, проявляя особенную критичность к балетным постановкам, причем не по причине слабости хореографии, а из-за того, что их музыка ему не нравилась).
Конечно, то, насколько удачен выбор, покажет время. Кандидатура Ведерникова уже недели две муссировалась в прессе, хотя произносились и другие имена: например, бывшего главного дирижера Большого Александра Лазарева, хорошо известного в Москве лидера Саратовской оперы Юрия Кочнева и, напротив, совсем мало известного в столице питерца Николая Алексеева. А такой знаток музыки и музыкантов, как Николай Петров, когда я спросил, кто из дирижеров видится ему на заветном посту, несколько неожиданно для автора этих строк ответил: Андрей Борейко. Впрочем, согласился со мной, что и этого, безусловно, одаренного человека широкая публика знает недостаточно, так как после яркого дебюта в Екатеринбурге он уехал по контракту за границу.
Что до Ведерникова, то в Большом он человек не случайный. В свои 38 успел выступить во многих ведущих театрах мира, включая легендарный "Ла Скала". Да и фамилию эту у нас знают хорошо: кому ж не знаком голос отца дирижера, одного из великих басов ХХ века Александра Ведерникова-старшего - многолетнего солиста Большого, друга и непревзойденного исполнителя вокальных произведений Георгия Свиридова... Помню, как на выступлениях Александра-сына в Большом зале Московской консерватории появлялся Георгий Васильевич, от души аплодировал, а потом тяжеловатой походкой направлялся в артистическую - поздравить юношу. Тем, кто знал Свиридова, известно: просто так, из вежливости он музыкантов не хвалил...
Но одно дело - провести симфонический концерт, другое - постоянно руководить огромным театральным коллективом, к тому же весьма "проблемным" во многих отношениях. Это, право же, не менее сложно, чем быть президентом немаленькой страны. Хватит ли для того пороху у Саши? Дай-то Бог.