ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СВАСТИКИ

Наши киноманы с давних времен твердо усвоили, что уровень фестиваля определяют не столько конкурсные картины, чей подбор связан с рядом регламентных условий, сколько внеконкурсный показ. И на сей раз устроители побаловали публику букетом картин, уже завоевавших признание за рубежом.

Конечно, повышенным вниманием пользуются фильмы признанных мастеров - таких, как Роберт Олтман ("Госфорд-парк"), Питер Богданович ("Кошачье мяуканье"), Майк Фиггис ("Отель"), Ежи Кавалерович ("Камо грядеши")... Автор этих строк - профессиональный музыкант - с особым нетерпением ждал картины знаменитого венгерского режиссера Иштвана Сабо "Мнения сторон". Ведь в ней речь о судьбе одного из величайших дирижеров ХХ века Вильгельма Фуртвенглера...
Фильм снят внешне очень скромно и без большой адаптации мог бы быть разыгран как радиопьеса (в его основе и лежит пьеса драматурга Роналда Харвуда). По сути, это диалог-поединок. Один из его участников - американский майор Стив Арнольд, в только что освобожденном от нацистов Берлине занимающийся выявлением лиц, сотрудничавших с режимом. Другой - всемирно признанный музыкант. Фуртвенглера обвиняют в том, что он принял от высшего нацистского руководства звание государственного советника, участвовал в официозных мероприятиях, в том числе дирижировал Девятой симфонией Бетховена на вечере, посвященном дню рождения Гитлера.
Драматизм в том, что все или почти все в обвинениях майора - правда, или по крайней мере звучит, как правда. Да, играл. Да, пожимал руку фюреру. Гнев американца подогревается аргументом, весомее которого придумать трудно: он включает кинопроектор, и идут страшные кадры - бульдозер сваливает гору человеческих трупов в братскую могилу. Фуртвенглер смятен - он лишь музыкант и не знал о всех зверствах фашистов. Да, он мог бы отказаться от звания госсоветника, которое ему навязали. Он мог бы вообще уехать из Германии - в ту же Америку, куда его звал коллега Тосканини. Но он остался, потому что здесь - родина, здесь - немецкая публика. Ему пришлось идти на компромиссы, иначе запретили бы играть - но он не отправлял людей в концлагеря, наоборот - выручал музыкантов-евреев...
Не знаю, как на Западе, но в отечественном зрителе фильм Сабо, думаю, способен вызвать самое горячее сочувствие. Кому как не нам известна эта ситуация! И, конечно, не случайно в эту картину введена небольшая, но значительная роль высокопоставленного советского чиновника от культуры, сочно сыгранная Олегом Табаковым. Этот внешне циничный, а, по сути, мудрый человек знает, каково выжить художнику в тоталитарном государстве.
В ленте Сабо итоговой морали словно бы и нет, дуэль главных персонажей в блистательном исполнении Харви Кейтеля и Стеллана Скарсгаарда прервана на кульминации. Но точка поставлена, да как мастерски! Нам вновь дают хронику, и уже настоящий Вильгельм Фуртвенглер кланяется со сцены, а потом пожимает протянутую ему руку фюрера. Тут происходит главное: компьютер увеличивает и несколько раз прогоняет туда-сюда кадры, на которые мы иначе, скорее всего, и не обратили бы внимание. И мы видим, как незаметным для большинства движением дирижер брезгливо вытирает платочком только что пожатую Гитлером руку.