СТРАСТИ ПО "МИНИМАЛКЕ"

Вчера кабинет министров снял свое спорное, вызвавшее соответствующую неоднозначную реакцию в обществе предложение по ликвидации такой важной социальной нормы, как обязательная минимальная зарплата. В Трудовом кодексе сохранится не только эта норма, но и положение о том, что "минималка" "не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека".

Несколько недель продолжалось первое серьезное противостояние руководства Госдумы и правительства. Напомним: кабинет министров настаивал на необходимости по сути ликвидировать государственные гарантии в сфере оплаты труда, а спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов, многие депутаты и профсоюзы решительно выступали против этого. Острые дискуссии разгорелись в минувшую пятницу на Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители правительства, профсоюзов и предпринимателей. Это заседание было первым после долгого перерыва, вызванного сменой кабинета министров. Дебютировал в качестве координатора РТК вице-премьер Александр Жуков, который вел заседание. Что касается замены льгот денежными компенсациями, то здесь удалось продвинуться достаточно далеко. Правительство обязалось до первого чтения законопроекта N 58388-4 представить дополнительные механизмы, которые позволили бы гарантировать компенсацию всех льгот в полном объеме. А вот что касается минимальной зарплаты - переговоры зашли в тупик.
Неубедительные объяснения выступавших от правительства министра здраво-охранения и социального развития Михаила Зурабова и зам. министра финансов Татьяны Голиковой только подливали масла в огонь. "Не знаю, чего больше они продемонстрировали - непрофессионализма или стремления защитить "честь мундира", - не остыв от горячих споров, говорила после заседания одна из участниц. - Зачем создавать сложности на ровном месте?" "Профсоюзы не просто разочарованы, а возмущены нежеланием чиновников прислушаться к разумным доводам", - заявил другой участник.
В пятницу вечером я попросил прокомментировать ситуацию председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрея ИСАЕВА. "Странно ведет себя правительство, - подытожил он. - Обостряет ситуацию, настаивает на принятии антиконституционной, в сущности, поправки, рушит систему общепринятых трудовых отношений, идет вразрез с договоренностями и соглашениями, достигнутыми в 2001-м при принятии Госдумой Трудового кодекса. Казалось бы, контрпродуктивность такой политики очевидна. Не понимаю, почему кабинет министров без всякой надобности идет на дестабилизацию положения в социальной сфере?"
Этим вопросом задавались многие аналитики, высказывали разные версии. По одной из них, правительство прекрасно понимало, что продавливает антиконституционную поправку. В решающий момент оно, по мнению некоторых экспертов, готово было пожертвовать этим предложением, чтобы в обмен заручиться согласием Думы и профсоюзов на монетаризацию льгот и отказ от Единой тарифной сетки. Другая версия: правительство действительно хотело отменить федеральные социальные гарантии, чтобы снять с себя, переложив целиком на регионы, ответственность за выплату зарплаты бюджетникам и уменьшить расходы казны. Самое категоричное мнение, которое довелось мне услышать, было таким: "Дело просто в неразумном упрямстве руководства Минфина, которое внесло не выдерживающее критики предложение о ликвидации понятия минимальной зарплаты, убедило в необходимости этого кабинет министров и теперь не хочет отступать, чтобы настоять на своем, не потерять лица". Но какие бы мотивы ни стояли за настойчивостью правительства, позиция Белого дома вызывала недоумение. Зачем в самом деле надо было раскачивать лодку, вызывать весьма серьезное общественное раздражение?..
И вот вчера эта затянувшаяся коллизия благополучно разрешилась. Утром в Белом доме собрались координаторы Российской трехсторонней комиссии: от кабинета министров - Александр Жуков и Михаил Зурабов (ему поручено представлять мнение правительства), генеральный директор координационного совета Объединения работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев, председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков.
На этой встрече присутствовал также Андрей Исаев. Возможно, встрече предшествовали переговоры в выходные дни. Как бы то ни было, правительство отступило практически по всем важнейшим спорным пунктам. Во-первых, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) остается в Трудовом кодексе. Во-вторых, должен быть разработан механизм постепенного приближения МРОТ к прожиточному минимуму. В-третьих, принято требование профсоюзов и депутатов о том, что в ходе новаций никому из бюджетников не может быть снижена зарплата (по состоянию на 31 декабря 2004-го). В-четвертых, РТК будет ежегодно принимать типовое положение об условиях оплаты труда, которые, несмотря на рекомендательный характер, будут иметь существенное значение для всех предприятий и организаций.
- Достигнуты важные договоренности, - подтвердил в телефонном разговоре вчера Андрей Исаев. - Теперь нет серьезных препятствий для принятия в первом чтении правительственного законопроекта.
Хорошо, конечно, что стороны пришли к соглашению, не понятно только, зачем правительству понадобились эти шумные баталии, которые в любом случае не способствуют повышению его рейтинга?