Комиссия постарается объяснить чудеса Иоанна Павла II при помощи... физики

Комиссия постарается объяснить чудеса Иоанна Павла II при помощи... физики

Папский викарий кардинал Камилло Руини провел во вторник в Риме в храме Святого Иоанна в Латеране первое заседание представителей Римско-католической церкви, связанное с началом процесса беатификации Иоанна Павла Второго, сообщило итальянское телевидение.

Участники церемонии торжественно поклялись, что до окончательного принятия решения будут держать в тайне всю информацию, относящуюся к процессу беатификации. Однако кардинал Руини сообщил, что процесс беатификации и канонизации Кароля Войтылы не будет долгим, поскольку весь мир уже считает Иоанна Павла Второго святым.

Беатификация (лат. beatificatio) — процедура причисления к лику блаженных, этап, предшествующий канонизации, или санктификации, установлению общецерковного почитания святости почившего праведника. В Православной Церкви точный аналог беатификации как ступени свидетельства о святости перед канонизацией отсутствует, но отчасти ее напоминает акт причисления человека к чину местночтимых святых. В римо-католичестве разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. Четкие канонические требования к процедуре беатификации установил папа Бенедикт XIV — один из духовных «пращуров» нынешнего понтифика, принявшего при восхождении на римскую кафедру то же имя. Процесс предусматривает проверку ортодоксальности сочинений «кандидата» (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству «потенциального» блаженного (это требование необязательно только для мучеников). С XVII века Рим окончательно концентрирует в ведении св. престола все составляющие процесса беатификация, изымая их из ведения епархиальных археиреев. Лишь в самое последнее время появились признаки того, что подобная ситуация будет меняться и папа оставит целиком за собой исключительно акты канонизации.

Сначала в Ватикан представляется так называемое positio — достаточно обширное досье на «кандидата» в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части — неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные «кандидатом» (до XIX века таких «противников» даже назначали, именуя их «адвокатами дьявола»).

Если процесс завершается в пользу «кандидата», досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по делам святых, где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди.

Комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного (физического) или иного логического объяснения. Если комиссия не находит подобного объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и явлено оно было по молитвам или при благодатной помощи именно этого "кандидата".

Только после этого Папа подписывает соответствующий официальный акт провозглашения нового блаженного.

Новейшие реформы процесса причисления к лику блаженных в духе Второго Ватиканского Собора, ознаменовавшего либерализацию подхода к святости, проводили Павел VI (документ Sanctitas clarior, 1969) и сам Иоанн-Павел II (апостольская конституция Divinus Perfectionis magister, 1983). В результате была существенно умерена жесткость требований к чистоте учения, зафиксированного в писаниях «кандидата», и исключительности его духовного подвига, но акцентировался социальный аспект христианского служения, который теперь играет очень важную роль при вынесении суждения о беатификации.

Процесс беатификации завершается собственного обрядом причисления к лику блаженных, который обычно проходит в соборе св. Петра. При этом открывается покрытая тканью икона блаженного, читается декрет о беатификации и поется гимн Te Deum.