НЕ ЗАДОХНУТЬСЯ БЫ В МЕГАПОЛИСЕ

Руководитель столичного департамента природопользования Леонид БОЧИН вернулся из Сан-Франциско, где прошел международный саммит, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды. Этот праздник по решению ООН отмечается с 1972 года. Леонид Арнольдович рассказал "Труду" об экологических проблемах Москвы и крупнейших мегаполисов мира.

- Рост городов оказывает опасное воздействие на окружающую среду. Перегруженные мегаполисы расходуют колоссальные природные ресурсы и выдают на-гора массу отходов. Вдумайтесь: еще в середине XX века в городах проживало менее трети населения Земли, а теперь - почти половина человечества. В 1950 году Нью-Йорк был единственным городом, население которого превышало 10 млн. человек. А по прогнозам к 2015 году таких городов будет 23, из них 19 - в развивающихся странах. Еще через четверть века в городах "пропишется" более 60 процентов землян. Воздействие городов на окружающую среду специалисты называют "экологическим следом". К примеру, экологический след Лондона превышает площадь самого города в 120 раз.
- Сколько человек на планете отравлено смогом?
- По данным Всемирной организации здравоохранения, 1,5 млрд. горожан обитают в условиях повышенного уровня загрязнения атмосферного воздуха. Ученые прогнозируют, что в ближайшие 25 лет выбросы двуокиси углерода возрастут на 60 процентов.
- Что делать, дабы жителям мегаполисов не приходилось выходить на улицу в противогазах?
- Сверхзадача - создание экологичных городов, уровень загрязнения в которых не будет отличаться от сельской местности. Но это, понятно, утопия. Поэтому власти многих мегаполисов стараются "расшивать" проблемы постепенно и по мере возможности: переводят городской транспорт на экологичное топливо, строят энергетически эффективные здания, оборудуют канализационные стоки системами очистки...
- Какие темы были главными на саммите?
- На "круглых столах" мэры делились своими идеями и опытом. Было предложено подписать "Декларацию зеленых городов", которая предусматривает 21 конкретное действие в области электроэнергетики, городского планирования, транспорта, сокращения объемов отходов.
- Реально ли воплотить в жизнь эти соглашения?
- Ряд моментов вызывает большие вопросы. На саммите были представители 70 городов из разных стран мира, в их числе города небогатые, чья экономика не справится с дорогостоящими планами. Даже для высокоразвитых мегаполисов ряд заявленных целей почти невыполним. Например, декларация предусматривает сокращение за семь лет на 10 процентов количества потребляемой электроэнергии. Может быть, для Сан-Франциско это вполне допустимо, у них-то 360 дней в году светит солнце, а для Москвы такой климат - фантастика. Если учесть, что наша столица растет, то по прогнозам потребление энергии за это время не только не сократится, а вырастет в 1,5 - 2 раза. Ведь, сократив электропотребление в зимний период, мы все перемерзнем. Предлагается за тот же срок вдвое сократить количество токсических отходов и потребление нерегенерируемых изделий...
- Как будет отслеживаться выполнение городами тех или иных пунктов?
- Каждому городу, подписавшемуся под декларацией, будут присваивать от одной до пяти звездочек, в зависимости от того, сколько пунктов он выполнил.
- И кто под этой декларацией подписался?
- Свои подписи поставили Джакарта, Дели, Стамбул, Лондон, Сиэтл, Мельбурн, Кампала, Цюрих, Дакка, Рио-де-Жанейро, Копенгаген и Исламабад.
- А Москва?
- Разработчики документа не очень представляли реальные возможности городов, поэтому благие, но сверхамбициозные требования многих остановили. Мы не исключение. Часть задач мы пока не можем выполнить, и наоборот, целый ряд целей, записанных в декларации, для нас - уже пройденный этап. В частности, отказ от производства и реализации моторного топлива со свинцовыми добавками. Мы давно запретили использовать эти топлива и наладили довольно эффективный контроль. Есть и другие показатели, где мы не имеем себе равных. Например, доля озеленения на квадратный километр. Треть территории столицы - зеленые насаждения.
В ходе конференции я встречался с мэром Сан-Франциско Гевином Ньюсомом и передал ему официальное приглашение приехать в Москву и подписать отдельное реальное соглашение между нашими городами.
- Какие экологические новшества были представлены на конференции?
- Лично на меня произвела впечатление выставка экологичного транспорта - модели автомобилей и автобусов на водороде, гибридных двигателях, солнечных батареях. Лидировали в этой области японцы. Многие фирмы мы пригласили в Москву на международную конференцию "Альтернативные источники для транспорта и энергетики больших городов". Еще меня впечатлил "Дом из мусора". Его выстроили прямо на площади перед мэрией. На первый взгляд обычное сооружение собрано из вторсырья: компьютерных клавиатур, прессованной бумаги и старых дорожных знаков. Я побывал в трамвайном депо и культурно-развлекательном центре, где для энергоснабжения используются солнечные батареи.