09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТРЕТЬЯ ЖИЗНЬ МАСТЕРА

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 29 Июня 2005г.
О русском художнике Георгии Пожедаеве можно сказать: он прожил три жизни. Первая была связана с Россией, где потомок старинного дворянского рода Годуновых родился и вырос, которую защищал в окопах первой мировой войны. Вторая прошла в эмиграции: Бухарест, Прага, Берлин, наконец, Париж, ставший второй Родиной. Кавалер самой престижной французской награды - ордена Почетного легиона, близкий друг многих знаменитых европейцев, широко известный за пределами Франции живописец, график, иллюстратор (преимущественно русской классики), театральный декоратор.

Третья жизнь Георгия Анатольевича - это его возвращение в Россию. (Точнее, его работ, у нас пока малоизвестных). И она, в сущности, еще только начинается. В частности, с открытием его выставки в Литературно-мемориальном музее Достоевского в Петербурге. Именно там не случайно представлена в экспозиции серия иллюстраций художника к последнему роману Федора Михайловича "Братья Карамазовы".
Он окончил работу над этими иллюстрациями в 1955 году. К тому времени прошло 35 лет с тех пор, как Пожедаев вынужден был покинуть Россию. А предстает она с гравюр такой, что не возникает и капли сомнений: художник писал с натуры. Мир второй половины XIX века оказался для него родней и ближе послевоенного лихолетья середины XX века. Или, может, это трагическое лихолетье как раз и заставило мысленно обратиться к героям Достоевского, вместе с ними снова и снова размышлять о жизни и смерти, добре и зле, суетном и вечном, низменном и возвышенном?
Судьба мастера мистическим образом сказалась и на судьбе этих иллюстрированных листов. Он не был признан на Родине. Долго скитался по миру, не имея своего угла, и обрел себя в чужом краю, тоскуя по России. И этот его многолетний труд после смерти художника в 1977 году исчез, практически никем не виденный. Казалось, бесследно. А нашелся спустя почти 20 лет далеко и от Парижа, и от России... на "блошином" рынке Женевы.
Нашел иллюстрации коллекционер, большой почитатель русской литературы и русской живописи Кристоф Больманн. По его собственному признанию на торжественной церемонии открытия экспозиции в Музее Достоевского, он сразу понял, что "листы из коробки", выставленные на рынке, - творение большого мастера. И сделал все возможное, чтобы они оказались в его коллекции. "Карамазовы" Пожедаева стали одной из самых значительных ее составляющих. Не случайно их постоянно просят у Больмана различные музеи и галереи для своих экспозиций. В 2004 году, например, они экспонировались в Музее Мартина Бодмера. Теперь пришел черед России.
Мастерство Пожедаева своеобразное и завораживающее. Как может быть только у человека неординарного, глубоко мыслящего. Это могли бы подтвердить другие работы Георгия Анатольевича (Жорж А. де Пожедаефф - под этим именем известен он в Европе). В нашей стране их почти не осталось.
Но есть его ранний автопортрет, он также представлен в Музее Достоевского. Сохранил его для истории единственный оставшийся в России прямой потомок художника - племянник Николай Долгополов (журналист и писатель, ответственный секретарь "Труда). Глядя на этот портрет маслом небольшого размера, ловишь себя на мысли, что давно знаешь изображенного на нем человека. Он - наш современник. Просто на какое-то время далеко уезжал.
Теперь он вернулся.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников