"У СТАНИСЛАВСКОГО ТОЖЕ БЫЛА ФАБРИКА..."

В последние 10 лет этот молодой артист мощно пошел в гору. Он сыграл главные роли в фильмах "Страна глухих", "Женщин обижать не рекомендуется", "Знаки любви". На фестивале "Окно в Европу" получил приз за лучшую мужскую роль в картине Ренаты Литвиновой "Богиня". Не говоря уж о том, что Суханов - лауреат Государственной премии России, "Ники" и "Золотого овна"... Если даже кто-то не видел сухановских фильмов, то наверняка помнит рекламу, где здоровенный мужик ничуть не огорчается, когда на его новенькую машину падает балконный цветник, а только продолжает улыбаться.

"К ИСКУССТВУ ПРИУЧИЛА БАБУШКА"
В жизни Суханов тоже неунывающий человек: улыбается своим коллегам по театру имени Вахтангова, партнерам по бизнесу, даже критическую прессу о себе читает с улыбкой. А вот встретиться с ним оказалось непросто, поскольку сейчас Максим плотно занят в съемках фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2", где играет самого Сталина. Но, видимо, я до того надоела актеру своими бесконечными звонками, что он сдался.
- Совсем недавно, на спектакле "Дон Жуан и Сганарель", в котором вы играете знаменитого соблазнителя, я вспомнила постановку Роберта Стуруа 1988 года "Брестский мир", где у вас было только одно слово "Прощай". Думали ли вы 20 лет назад, что станете ведущим артистом Вахтанговского театра и будете сниматься у известных кинорежиссеров?
- Если "танцевать от печки", то в Вахтанговский театр я пришел в 1985 году сразу после окончания Щукинского училища. Как выбился в лидеры? Большое значение имеет внутренняя установка человека, его умение выбирать, что полезно, а что вредно, и, конечно, многое зависит от окружения, родных, близких. Мне повезло: у меня мудрая мама - друг и советчик, и, конечно, моя замечательная бабушка, которой сейчас 94 года. Когда-то она была актрисой театра Всеволода Мейерхольда. Водила меня на спектакли, приобщала к музыке. Благодаря ей я не только стал играть на фортепьяно, но и сочинять музыку к постановкам.
- Вы часто "сбегали" из Вахтанговского театра для участия в спектаклях на стороне и тем не менее не покинули труппу. Почему?
- Даже мысли такой не было - уходить. Мне всегда тут было комфортно. Не в смысле, что меня медом мазали, а в плане свободы, ощущения нужности этому коллективу. К тому же я ощущал поистине отеческое отношение к себе со стороны Михаила Александровича Ульянова. Многому научился у этого великого артиста, работая с ним в спектаклях "Варвары", "Ричард III", "И дольше века длится день", "Равняется четырем Франциям". Такого уровня партнера вряд ли еще встречу. Вообще то поколение актеров - Юлия Борисова, Юрий Яковлев, Людмила Максакова - в своем роде уникальное. Когда выступаешь с ними на сцене, никогда не ощущаешь себя где-то "внизу". Они настолько внимательны и тактичны к тебе, что невольно вырастаешь в собственных глазах. Когда тебя окружают подлинные таланты, то и ты начинаешь как бы светиться.
- А чем можно объяснить вашу тесную спайку с режиссером Владимиром Мирзоевым? Вы за него готовы в огонь и в воду, несмотря на то что критика поносит его спектакли...
- В первую очередь это объясняется его талантом, необыкновенным режиссерским видением художественных произведений. Я не открою ничего нового, если скажу, что актера делает режиссер. Так вот, он открывает во мне то, о чем я даже не догадывался. Поэтому, как бы критика ни относилась к его спектаклям, наш творческий тандем будет существовать до тех пор, пока я ему не надоем.
- Когда Михаила Ульянова не стало, пошли упорные слухи, будто он хотел, чтобы вы заняли его пост. Но вскоре стали "сватать" Роберта Стуруа. А вот теперь к вам приходит худруком "совсем третий" - литовский режиссер Римас Туминас. Но он и поставил-то у вас всего один спектакль - "Ревизор". К тому же не собирается бросать свой театр в Вильнюсе. Но разве возможно такое совмещение? Что вы думаете по этому поводу?
- Наверное, прежде чем согласиться, он долго думал, прикидывал, ставил плюсы и минусы - и плюсов оказалось больше. А потом он талантливый человек, у него сильная харизма, энергии много. Как раз то, что сейчас нужно нашему театру, хотя у Туминаса и другая "группа крови", не вахтанговская. Но он не сможет осуществить свою программу, если театр не будет помогать ему в эти тяжелые для искусства времена.
"БИЗНЕС ВОСПРИНИМАЮ КАК ИГРУ"
- Вы, успешный артист, а ныне и бизнесмен, тоже ощущаете на себе тяжелые времена?
- Я их воспринимаю как предлагаемые обстоятельства, в которых имею шанс раскрыться с неожиданной (в том числе для самого себя) стороны.
- Во время презентации альбома, посвященного истории Щукинского училища, я узнала, что деньги на его издание дали вы. Скажите, то, что вы зарабатываете ресторанным бизнесом, самоцель или средство для достижения свободы? И вообще насколько бизнес совместим с творчеством?
- В этой жизни совместимо все, если человек отдает себе отчет, что для него главное, а что второстепенное. Ведь у Станиславского тоже была своя золотошвейная фабрика, которая служила для него источником дохода, поскольку Художественный театр создавался на паях, и пайщики, к коим относился и Станиславский, должны были вносить определенную сумму денег. Не подумайте, я не сравниваю себя с Константином Сергеевичем, просто досконально изучил его биографию, когда готовился к съемкам телевизионного фильма "Театральный роман", в котором сыграл великого театрального реформатора - образ, в значительной степени списанный Булгаковым со Станиславского.
Что же до отношения к бизнесу, то я его тоже воспринимаю как игру. А любая игра включает в себя и преодоление препятствий, и удовольствие от хорошего результата. Большие деньги - это, конечно же, и свобода, и ответственность, и дисциплина, и умение не смешивать деловую зону с творческой. Надо только все правильно организовать, и тогда получится.
- Извините, но не понимаю, как можно играть в бизнесмена?
- Не надо меня понимать так прямолинейно. Я говорю об игре как о способе существования человека, постоянно придумывающего себе разного рода занятия в жизни. К примеру, вы сегодня "играете" журналиста, а завтра менеджера...
- Максим, а если перейти с высокого искусствоведческого языка на простой бытовой - вы по-прежнему занимаетесь сетью актерских буфетов, благодаря которым ваши коллеги стали по-человечески питаться?
- Сейчас нет. Теперь я занят другим - продюсерством. Недавно мы с моим другом Александром Самойленко сделали две картины: "Дни ангела" (с Валентином Гафтом и Ольгой Остроумовой) и "Посылку с Марса", где играют тот же Саша Самойленко, Маша Миронова, Саша Балуев.
- Опять же извините за наивный вопрос: трудно быть продюсером?
- Всему надо учиться - и, конечно, сильно хотеть результата. В профессии продюсера много нюансов, это тоже своего рода режиссура.
"В ЮНОСТИ ШИЛ И ПРОДАВАЛ ДЖИНСЫ"
- Наверное, вы обратились к бизнесу и ради своей семьи, чтобы она жила в достатке?
- Естественно. Во всяком случае, я не представляю, как может женатый мужчина спокойно спать, когда его семья перебивается с хлеба на квас, а дети не могут купить мороженого. Я бы не простил себе, если б мои дети испытывали в чем-то недостаток, а мама и бабушка не могли купить нужного им лекарства. Еще в пору ранней юности, когда началась вся эта перестройка, и люди, приходя в гости, дарили укроп в виде букетика, я поклялся себе: мои близкие не будут влачить жалкое существование. И занялся с товарищами нелегальным бизнесом - шили самодельные джинсы, варили их и выдавали за импортные.
- Надеюсь, с таким папой ваши дочери в порядке. Они большие?
- Да. Одной 18 лет, она учится на третьем курсе актерского отделения Щукинского училища, а второй 14. Они, как и я, музыкальны. И, по-моему, очень талантливы.
- Тоже как вы? Значит, гены срабатывают?
- Думаю, что да! (Смеется.)
- А что от мамы-писательницы они унаследовали?
- (Длинная пауза.) Не знаю...
- Кажется, свой первый роман она посвятила вам?
- Для меня это было полнейшей неожиданностью. Я не перестаю удивляться ее способностям. Кажется, живем вместе давно и должны хорошо знать друг друга, а она все удивляет и удивляет... По крайней мере ее последний роман "Архитектор снов" весьма занятная вещица и написана хорошим русским языком. В свое время Этери окончила факультет журналистики МГУ, работала в разных изданиях, а потом ушла в сочинительство, пишет книги, сценарии. Скоро выйдет фильм по ее сценарию " Красный жемчуг любви".
- Сознайтесь, Максим, в кино вы снимаетесь ради высоких гонораров?
- Поверьте - ради творчества. Всегда выбираю хороший сценарий и интересного режиссера, желательно душевного.
- Никиту Михалкова тоже можно причислить к душевным режиссерам, у которого вы сейчас снимаетесь в фильме "Утомленные солнцем-2"?
- Я впервые встречаюсь на съемочной площадке с Никитой Сергеевичем и, честно сказать, ошеломлен, как скрупулезно он работает с артистами, выверяя каждую деталь. Уж казалось, что мне выверять, если я второй раз играю Сталина, после фильма "Дети Арбата". Так нет же, оказывается, отца всех народов можно показать и в совершенно другом ракурсе. Но не будем сейчас говорить об этой роли, поскольку я, как любой актер, суеверный человек и боюсь сглазить. Одно могу сказать: побольше бы таких кинорежиссеров, как Михалков, тогда бы в кино не лезли разные дилетанты.
- А сами-то вы начнете осваивать роль кинорежиссера?
- Для этого нужны очень серьезные основания. Я должен дышать в этой профессии так же естественно, как дышу на сцене. Пока я этого в себе не ощущаю...
- Выходит, вы крепко стоите на ногах, пока не расстаетесь с подмостками?
- Про себя так сложно говорить. Стою и стою. А если вы подразумеваете сомнения, то они меня никогда не покидают. И я им даже рад, потому что тогда получается очень плотный диалог с самим собой.