На Московском международном кинофестивале показали трагикомедию режиссера Владимира Котта
На ММКФ прошла премьера трагикомедии Владимира Котта «Карп отмороженный», которая участвует в главном конкурсе вместе с другими двенадцатью картинами. Участие в фильме звезд нашего кино Марины Нееловой, Алисы Фрейндлих и Евгения Миронова привлекло невиданное количество зрителей, которые заполнили главный зал кинотеатра «Октябрь», так что кому-то пришлось сидеть на ступеньках. Кажется, ни одна картина в этом году не вызвала такого ажиотажа.
На представление фильма вместе со съемочной группой пришла актриса Алиса Фрейндлих, сыгравшая вторую по значимости роль в фильме.
Марина Неелова играет главную роль пожилой учительницы из небольшого поселка, которая узнает, что ее сердце может в любой момент остановиться, и решает организовать собственные похороны. Процедура включает получение справки о смерти, покупку гроба и подготовку еды на поминки. Эта череда абсурдных и грустных действий служит поводом для многих комических сцен в фильме, которые лучше увидеть на экране. Героиня чувствует себя настолько одинокой, что оживший размороженный карп, которого она подкармливает и держит в тазике, становится на время ее ближайшим другом.
Впрочем, это лишь завязка фильма, поскольку главная тема – отношения учительницы с сыном Олегом (Евгений Миронов), который настолько озабочен своей карьерой и текущей работой, что поначалу даже хочет пристроить маму в доме престарелых. Он — успешный лектор, который призывает своих слушателей в погоне за счастьем »выйти из зоны комфорта», как когда-то сделал сам, но при этом не замечает, что пожертвовал чем-то важным, забыв о матери.
Приехав к маме по вызову ее грубоватой, но доброй подруги (Алиса Фрейндлих), герой Миронова, волею обстоятельств (при участии все того же карпа) вынужден задержаться в родном гнезде, выйти из привычной суеты и переосмыслить свою жизнь и отношение к матери. В этом смысле, сравнение с отмороженным карпом можно применить и к герою Миронова – его сердце оттаивает к концу фильма. Интересно, что, по словам создателей фильма, карп в японской культуре ассоциируется с сыном и, одновременно, является символом успеха, поскольку может плыть против течения.
Фильм, конечно, не идеален и не лишен недостатков. Возможно, в каких-то сценах главная героиня не совсем убедительна в своей подчеркнутой беспомощности. Кому-то, возможно, не понравится слишком большое количество юмора на похоронные темы и неправдоподобность некоторых ситуаций (например, с получением справки).
В то же время простая, на первый взгляд, история, рассказанная авторами фильма и разыгранная нашими любимыми актерами, на самом деле несет в себе глубокий смысл и заставляет нас задуматься о жизни. Неизвестно, получит ли фильм на фестивале какой-нибудь приз — аншлаг на показе еще не является гарантией победы. Но я уверен, картина заставит многих зрителей отойти от повседневной суеты и вспомнить о своих родителях, и в этом, наверное, главное ее достоинство.
Накануне премьеры фильма «Карп отмороженный» корреспондент «Труда» задал несколько вопросов режиссеру фильма Владимиру Котту и продюсеру Никите Владимирову
— Владимир, чем вас привлек этот сюжет?
- Для меня это, прежде всего, трогательная, простая, прозрачная история, без аттракционов. И это огромный плюс. Для меня это история матери и сына и возвращения сына домой.
— Все-таки мама в конце умирает или нет?
- А что вы подумали? Не будем раскрывать финал зрителям, которые не видели фильм.
— Как думаете, почему именно вас как режиссера пригласили снимать этот фильм?
- Думаю, из-за моего предыдущего фильма «Громозека», который очень понравился продюсеру, и он подумал, что трагикомедия – это мой жанр.
— Насколько трудно заполучить в фильм таких звездных актеров, как Марина Неелова, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов?
- Это невозможно!.. (улыбается) Если говорить серьезно, то все зависит от истории, которую предлагают сыграть.
— Если актеры видят для себя интересный материал, они соглашаются?
- Да. А Марина Мстиславовна сказала, что будет играть за компанию с Алисой Бруновной.
— То есть локомотивом в данном случае была Алиса Фрейндлих? А потом и Евгений Миронов согласился?
- Да, в общем, все за компанию.
- Как думаете, такая трагическая история – насколько она зрителю будет интересна?
- Думаю, что зритель – это абстрактное понятие. Если бы в Москве был кинотеатр повторного фильма, он был бы битком забит. То есть зрителями мы называем подростков от 12-ти до 16-ти, которые ходят на блокбастеры, и зрителями мы считаем людей вроде меня, который ходит редко в кино, но пытается посмотреть что-то стоящее.
— А зрителям пенсионного возраста не грустно будет видеть на экране своих ровесников в такой ситуации?
- Да не грустно будет, а весело. Понимаете, главная героиня – счастливый человек. Она умрет, а к ней на похороны придет весь город, все ее ученики.
— Когда вы снимали в Сясьстрое (городок в Ленинградской области), местные жители проявляли интерес? Они знали, о чем фильм?
- Да, конечно. О чем фильм – не знали, но они знали, что снимаются такие известные актеры.
— Учреждения, снятые в фильме – морг, похоронная контора – те, что реально существуют в этом городке?
- Да, только сотрудники там работают не такие колоритные, как персонажи Баширова и Пускепалиса.
— Вы рассчитываете получить какой-то приз на фестивале?
- Я не рассчитываю ни на что, я рассчитываю на грядущий показ. Для меня эта премьера – самое важное. Важно как мнение зрителей, так и моих коллег из кинематографической среды.
— Теперь вопросы вам, Никита. Насколько трудно продюсеру, особенно молодому — ведь вам всего 24 года — найти хороший материал для фильма?
Никита Владимиров:
— У меня не так много опыта в этом вопросе. Этот сценарий попал мне в руки случайно, я его специально не искал. Лично для меня эта история напоминает мои отношения с мамой. У меня на нее не хватает времени, сперва — текущие дела, а уж потом общение с ней. Это моя ошибка. Для меня этот фильм – еще одно напоминание о том, что надо одуматься, пока не поздно.
— Вам легко было работать с режиссером Владимиром Коттом?
- Да, мне нравятся его фильмы. И у нас есть понимание, мы шутим одинаково. Он интеллигентный человек.
— Ваш фильм снят на частные средства, без государственной поддержки. Правда, что вам пришлось заложить квартиру, чтобы начать вовремя съемки?
- Да, но я знал, что в конце концов деньги придут и я не останусь без крыши над головой.
- Знаменитые актеры в вашем фильме работали за большие гонорары?
- Нет. Интересная история для них важнее всего. Для актеров старой закалки этот вопрос вообще стоит самым последним. Евгений Витальевич Миронов тоже абсолютно вошел в наши обстоятельства.
— Вы пробовали посылать картину на другие фестивали до ММКФ?
- Нет. Более того, мы едва успели закончить фильм к моменту сдачи на фестиваль. Сегодня с утра я посмотрел его вместе с вами впервые.
- Желаю успешной премьеры!
- Спасибо!