Карп разморозил сердца зрителей

На Московском международном кинофестивале показали трагикомедию режиссера Владимира Котта

На ММКФ прошла премьера трагикомедии Владимира Котта «Карп отмороженный», которая участвует в главном конкурсе вместе с другими двенадцатью картинами. Участие в фильме звезд нашего кино Марины Нееловой, Алисы Фрейндлих и Евгения Миронова привлекло невиданное количество зрителей, которые заполнили главный зал кинотеатра «Октябрь», так что кому-то пришлось сидеть на ступеньках. Кажется, ни одна картина в этом году не вызвала такого ажиотажа.

На представление фильма вместе со съемочной группой пришла актриса Алиса Фрейндлих, сыгравшая вторую по значимости роль в фильме.

Участие Алисы Фрейндлих (справа) послужило локомотивом для привлечения остальных звездных актеров ленты, включая Марину Неелову

Марина Неелова играет главную роль пожилой учительницы из небольшого поселка, которая узнает, что ее сердце может в любой момент остановиться, и решает организовать собственные похороны. Процедура включает получение справки о смерти, покупку гроба и подготовку еды на поминки. Эта череда абсурдных и грустных действий служит поводом для многих комических сцен в фильме, которые лучше увидеть на экране. Героиня чувствует себя настолько одинокой, что оживший размороженный карп, которого она подкармливает и держит в тазике, становится на время ее ближайшим другом.

Впрочем, это лишь завязка фильма, поскольку главная тема – отношения учительницы с сыном Олегом (Евгений Миронов), который настолько озабочен своей карьерой и текущей работой, что поначалу даже хочет пристроить маму в доме престарелых. Он — успешный лектор, который призывает своих слушателей в погоне за счастьем »выйти из зоны комфорта», как когда-то сделал сам, но при этом не замечает, что пожертвовал чем-то важным, забыв о матери.

Приехав к маме по вызову ее грубоватой, но доброй подруги (Алиса Фрейндлих), герой Миронова, волею обстоятельств (при участии все того же карпа) вынужден задержаться в родном гнезде, выйти из привычной суеты и переосмыслить свою жизнь и отношение к матери. В этом смысле, сравнение с отмороженным карпом можно применить и к герою Миронова – его сердце оттаивает к концу фильма. Интересно, что, по словам создателей фильма, карп в японской культуре ассоциируется с сыном и, одновременно, является символом успеха, поскольку может плыть против течения.

Марина Неелова и Евгений Миронов в фильме «Карп отмороженный»

Фильм, конечно, не идеален и не лишен недостатков. Возможно, в каких-то сценах главная героиня не совсем убедительна в своей подчеркнутой беспомощности. Кому-то, возможно, не понравится слишком большое количество юмора на похоронные темы и неправдоподобность некоторых ситуаций (например, с получением справки).

В то же время простая, на первый взгляд, история, рассказанная авторами фильма и разыгранная нашими любимыми актерами, на самом деле несет в себе глубокий смысл и заставляет нас задуматься о жизни. Неизвестно, получит ли фильм на фестивале какой-нибудь приз — аншлаг на показе еще не является гарантией победы. Но я уверен, картина заставит многих зрителей отойти от повседневной суеты и вспомнить о своих родителях, и в этом, наверное, главное ее достоинство.

Накануне премьеры фильма «Карп отмороженный» корреспондент «Труда» задал несколько вопросов режиссеру фильма Владимиру Котту и продюсеру Никите Владимирову

— Владимир, чем вас привлек этот сюжет?

- Для меня это, прежде всего, трогательная, простая, прозрачная история, без аттракционов. И это огромный плюс. Для меня это история матери и сына и возвращения сына домой.

— Все-таки мама в конце умирает или нет?

- А что вы подумали? Не будем раскрывать финал зрителям, которые не видели фильм.

 

— Как думаете, почему именно вас как режиссера пригласили снимать этот фильм?

- Думаю, из-за моего предыдущего фильма «Громозека», который очень понравился продюсеру, и он подумал, что трагикомедия – это мой жанр.

— Насколько трудно заполучить в фильм таких звездных актеров, как Марина Неелова, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов?

- Это невозможно!.. (улыбается) Если говорить серьезно, то все зависит от истории, которую предлагают сыграть.

— Если актеры видят для себя интересный материал, они соглашаются?

- Да. А Марина Мстиславовна сказала, что будет играть за компанию с Алисой Бруновной.

— То есть локомотивом в данном случае была Алиса Фрейндлих? А потом и Евгений Миронов согласился?

- Да, в общем, все за компанию.

- Как думаете, такая трагическая история – насколько она зрителю будет интересна?

- Думаю, что зритель – это абстрактное понятие. Если бы в Москве был кинотеатр повторного фильма, он был бы битком забит. То есть зрителями мы называем подростков от 12-ти до 16-ти, которые ходят на блокбастеры, и зрителями мы считаем людей вроде меня, который ходит редко в кино, но пытается посмотреть что-то стоящее.

— А зрителям пенсионного возраста не грустно будет видеть на экране своих ровесников в такой ситуации?

- Да не грустно будет, а весело. Понимаете, главная героиня – счастливый человек. Она умрет, а к ней на похороны придет весь город, все ее ученики.

— Когда вы снимали в Сясьстрое (городок в Ленинградской области), местные жители проявляли интерес? Они знали, о чем фильм?

- Да, конечно. О чем фильм – не знали, но они знали, что снимаются такие известные актеры.

— Учреждения, снятые в фильме – морг, похоронная контора – те, что реально существуют в этом городке?

- Да, только сотрудники там работают не такие колоритные, как персонажи Баширова и Пускепалиса.

— Вы рассчитываете получить какой-то приз на фестивале?

- Я не рассчитываю ни на что, я рассчитываю на грядущий показ. Для меня эта премьера – самое важное. Важно как мнение зрителей, так и моих коллег из кинематографической среды.

— Теперь вопросы вам, Никита. Насколько трудно продюсеру, особенно молодому — ведь вам всего 24 года — найти хороший материал для фильма?

Никита Владимиров:

— У меня не так много опыта в этом вопросе. Этот сценарий попал мне в руки случайно, я его специально не искал. Лично для меня эта история напоминает мои отношения с мамой. У меня на нее не хватает времени, сперва — текущие дела, а уж потом общение с ней. Это моя ошибка. Для меня этот фильм – еще одно напоминание о том, что надо одуматься, пока не поздно.

— Вам легко было работать с режиссером Владимиром Коттом?

- Да, мне нравятся его фильмы. И у нас есть понимание, мы шутим одинаково. Он интеллигентный человек.

— Ваш фильм снят на частные средства, без государственной поддержки. Правда, что вам пришлось заложить квартиру, чтобы начать вовремя съемки?

- Да, но я знал, что в конце концов деньги придут и я не останусь без крыши над головой.

- Знаменитые актеры в вашем фильме работали за большие гонорары?

- Нет. Интересная история для них важнее всего. Для актеров старой закалки этот вопрос вообще стоит самым последним. Евгений Витальевич Миронов тоже абсолютно вошел в наши обстоятельства.

— Вы пробовали посылать картину на другие фестивали до ММКФ?

- Нет. Более того, мы едва успели закончить фильм к моменту сдачи на фестиваль. Сегодня с утра я посмотрел его вместе с вами впервые.

- Желаю успешной премьеры!

- Спасибо!