07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЭСМИНЕЦ С ХАРАКТЕРОМ - "НАСТОЙЧИВЫЙ"

Черкашин Николай
Статья «ЭСМИНЕЦ С ХАРАКТЕРОМ - "НАСТОЙЧИВЫЙ"»
из номера 140 за 29 Июля 2000г.
Опубликовано 01:01 29 Июля 2000г.
Даже когда советские корабли бороздили все моря и океаны планеты, этот поход стал бы событием из ряда вон выходящим. Тем более он поразителен в годы, когда хроническим безденежьем и топливным голодом флот был обречен.

И вдруг этот приказ: 16 февраля 1997 года эсминцу "Настойчивый" выйти из Балтийска, форсировать проливную зону Балтийского моря (проливы Скагеррак и Каттегат), пройти Ла-Маншем в Атлантику, чтобы, миновав Гибралтарский пролив, пересечь Средиземное море и через Суэцкий канал войти в Красное море, а затем, обогнув Аравийский полуостров, бросить якорь в Персидском заливе на рейде Абу-Даби. Задача: предстать во всей красе перед участниками международной выставки, дабы те, восхитившись эскадренным миноносцем последнего поколения, сделали заказы российским верфям на такие же корабли. Но и это еще не все. После закрытия выставки следовать Индийским океаном в Кейптаун, где принять участие в международном морском параде по случаю 75-летия ВМС Южно-Африканской Республики, а затем возвращаться домой через всю Атлантику. При этом взять на борт сотню курсантов для оморячивания. Проделать эту малую кругосветку предписывалось как можно быстрее, дабы не оставлять надолго Балтийский флот без флагманского корабля и не тратить и без того скудных валютных средств.
Вот что выслушал вице-адмирал Василий Апанович в кабинете комфлота адмирала Егорова. Кто-кто, а Владимир Григорьевич Егоров знал, чего стоит такой поход. Сам когда-то возвращался из Атлантики с продавленной штормом броневой дверью в носовой орудийной башне. Знал и Апанович, чем могла обернуться любая неудача в деле, взятом на контроль министром обороны, а может быть, кем-то и еще повыше. Ему же, командиру Балтийской военно-морской базы, и приказано было возглавить сей "вояж престиж" российского флота. Андреевский флаг в тех же южноафриканских водах не видали едва ли не с начала века.
В назначенный день и час "Настойчивый" покинул Балтийск и под двухзвездным флагом вице-адмирала Апановича двинулся на запад.
Курсантов на борту эсминца возглавил вице-адмирал Геннадий Ясницкий. Это был последний поход бывалого, но обреченного застарелой раковой опухолью моряка. Зная характер этого человека, могу предположить, что он решил умереть не на больничной койке, а в море. Однако чувство долга заставило его довести трудный поход до конца, а уж потом покинуть сей мир. Во всяком случае быстрые и резкие смены климатических поясов - "Настойчивый" дважды пересекал экватор - сказались на здоровье. Но курсанты успели получить блестящие уроки от адмирала, командовавшего в свое время самым первым в ВМФ авианесущим кораблем - тяжелым крейсером "Киев".
Итак, оставив за кормой пять морей и два океана, проливы и каналы, эсминец "Настойчивый" прибыл в Абу-Даби на международную оружейную ярмарку. Прибыл сияющий свежей краской, без каких бы то ни было следов тягчайшего пути.
Тут необходимо техническое отступление. "Настойчивый" принадлежит к уникальному проекту эсминцев, которые впервые за всю историю нашего флота причислены к кораблям 1-го ранга. По сути дела это быстроходный ракетно-артиллерийский "карманный" крейсер. 17 его собратьев по проекту считаются наиболее совершенными эскортными кораблями российского флота. На Балтике же их всего два - "Настойчивый" и "Беспокойный". Командующий флотом адмирал Владимир Егоров держит свой флаг на "Настойчивом". У главного балтийского штурвала Владимир Григорьевич уже почти десять лет. Из своих сорока трех "календарей" - так на флоте именуют срок службы. Егоров не укладывается в сложившийся у многих в последние годы стереотип "паркетного" адмирала. Кабинетам всегда предпочитал мостик боевого корабля. Достаточно сказать, что впервые Новый год дома, а не в морях, Владимир Григорьевич встретил, когда ему исполнилось пятьдесят.
Флот в нынешнем обновленном состоянии, можно сказать, его детище. Вместе со своими единомышленниками - а их много - командующий выработал замысел реформирования военной группировки на территории Калининградской области. И осуществил его. Балтийский флот стал оптимальным по своему составу, достаточно мощным, хоть и компактным. И что очень важно - наименее затратным.
Балтийский флот издавна известен своими эсминцами. Мировую славу "Новика", в начале века самого быстроходного в своем классе, и продолжил "Настойчивый". Он был спущен на воду в переломный 1991 год, а Андреевский флаг был поднят в разгар крушения советской флотской армады - в 1993 году. Тем не менее именно это дитя лихолетья сумело добыть родному флоту новую доблесть.
На престижной выставке в Абу-Даби никто не скрывал боевых возможностей новейшего эсминца: смотрите, господа хорошие, - вот вам ракетный комплекс в двух счетверенных установках. Крылатые противокорабельные ракеты найдут цель за 120 километров. Два зенитных комплекса достанут любой самолет даже на стратосферной высоте. Четыре "малокалиберки" прикроют ближнюю зону от штурмовиков и крылатых ракет. Мощная гидроакустика обнаружит подводную лодку на предельной дальности, а два реактивных бомбомета накроют ее залпом глубинных бомб за шесть километров от корабля. Если этого мало - два двухтрубных торпедных аппарата добавят самонаводящиеся торпеды. В корме размещен еще и противолодочный вертолет.
На все вопросы гостей следовали точные ответы:
- Какова численность экипажа?
- У нас 296 человек, из них 25 офицеров. Командир капитан 2-го ранга Олег Будин.
- Какая осадка?
- Семь и две десятых метра. Длина корабля - 156 метров, ширина - 17. Водоизмещение 8 тысяч тонн.
Эсминец произвел впечатление. Китай, скажем, сразу заказал у "Росвооружения" два таких корабля.
Вторую часть задачи выполняли у берегов Южной Африки. "В Кейптаунском порту стояли на шварту..." американцы и французы, англичане и итальянцы, приглашенные по случаю праздника. Морской парад принимал президент ЮАР Нельсон Мандела в окружении флагманов гостевых отрядов. Прошел американский фрегат, за ним английский. Следом должен был идти "Настойчивый", но где же он? Возникла томительная пауза.
"Где русский корабль?" - обернулся Мандела, ища глазами Апановича.
- А я и сам не знал, что сказать, - вспоминал потом Василий Никанорович. - Подумал даже - а ну как, не ровен час, турбины сдали?
- И тут вдруг из-за мыса вылетел "Настойчивый". Командир нарочно приотстал, чтобы пройти во всем блеске, на полных парах. Рассекая форштевнем воду, он промчался мимо трибун, едва не окатив гостей волной, и так же стремительно скрылся вдали. Трибуны ответили громом аплодисментов. Нельсон Мандела обнял Апановича и сказал по-русски: "Спасибо!"
Так Андреевский флаг вернулся за мыс Доброй Надежды. Балтийцы не забыли россиян, приходивших в эти воды задолго до них, да еще под парусами. Два матроса с русского фрегата "Дмитрий Донской" Николай Петров и Петр Рашев, не выдержав тягот дальнего плавания, нашли в земле буров последний приют. Их похоронили в январе 1865 года. Никто не скажет, бывали ли с тех пор на их могилах соотечественники. Адмирал Апанович выслал на городское кладбище Саймонстауна почетный караул и оркестр. Помянули земляков честь по чести. Скоро ли кто еще навестит их в эдакой дали?
И снова в путь через тропики, экватор, нулевой меридиан - домой, в Балтийск. Ошвартовались в родной гавани 30 апреля, покрыв кружной путь в 20 тысяч миль за 70 суток, включая стоянки.
Первый вопрос главкома:
- Сколько трубок заглушили в котлах?
- Ни одной.
Паросиловой корабль четырежды пересек экватор, жарчайшие районы планеты и при этом огнетрубные котлы работали как часы. Иные корабли сжигают "трубки" в таком походе десятками. То был, по сути, мировой рекорд технической надежности, да и человеческого мастерства, выносливости. Жаль, что Россия о нем ничего не узнала. На телеканалах не нашлось эфирного времени, чтобы сообщить об этом. Жаль, что Совет Федерации, взявшись шефствовать над "Настойчивым", даже не поздравил свой подшефный экипаж с выдающимся достижением. Может, вспомнят сенаторы про "свой" корабль и геройский в День Военно-Морского Флота? Разве они этого не достойны?
30 июля в Балтийске командующий флотом о готовности к параду отрапортует Владимиру Путину. Президента России моряки ждут на свой праздник с особым волнением. Ведь у государства впервые появился руководитель, имеющий непосредственное отношение к Военно-Морскому Флоту. И не только по должности, как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами страны. Вот только несколько фактов, подтверждающих эту связь. Отец президента Владимир Спиридонович еще в далекие тридцатые срочную служил в Кронштадте на подводных лодках. Офицером штаба КБФ в годы войны был дядя В.Путина - капитан 2 ранга Иван Иванович Шеломов.
Возможно, привязанность к флоту у президента идет от родовых корней. И именно поэтому Владимир Владимирович, став Председателем правительства, вошел в Военный совет ВМФ. И остается в его составе до сих пор. Причем не формально: он был инициатором разработки Морской доктрины России и утвердил ее своим указом 4 марта этого года. Единственным из руководителей нашего государства (и СССР, и РФ). В.Путин погрузился в океанскую пучину на подводном ракетоносце. Мало того, был посвящен в подводники - по флотской традиции отведал соленой забортной воды. К молчаливому ужасу бдительной президентской охраны...
И все же дело здесь не в генетике. Путин прекрасно понимает, что у великой страны должен быть сильный флот - любимая, кстати, мысль Петра Столыпина. И поэтому президент неоднократно декларировал - развитие ВМФ в военной политике государства будет занимать приоритетное место. И здесь он находит единомышленников. Не только теоретиков, но и работяг. Таких, как адмирал Владимир Егоров и абсолютное большинство из тех, кого страна поздравит с праздником 30 июля.
В рабочем кабинете В. Путина висит портрет Петра I, основателя флота Российского. Как сейчас говорят - знаковая деталь...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников