03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОКЕАНСКИЙ СТАРТ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 29 Июля 2000г.
В ночь с пятницы на субботу с плавучей гигантской платформы "Одиссей", обосновавшейся в экваториальной части Тихого океана, недалеко от острова Рождества, должна уйти в космос 60-метровая ракета "Зенит" с телекоммуникационным спутником. В рамках международного проекта "Морской старт" это - уже четвертый запуск.

Первые два, напомню, прошли успешно, третий - 12 марта нынешнего года - закончился неудачей. Ошибка в программе привела к тому, что перед стартом ракеты не была выдана команда на закрытие одного из клапанов второй ступени; в результате на восьмой минуте полета ракета и спутник стоимостью 100 миллионов рухнули в океан.
В международный консорциум "Морской старт", созданный пять лет назад, входят российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" (25 процентов капитала), украинские КБ "Южное" и производственное объединение "Южмаш", где изготавливаются украинско-российские ракеты "Зенит" (15 процентов капитала), концерн "Боинг" (40 процентов) и норвежская судостроительная компания "Кварнер" (20 процентов). Стоимость проекта составляет 1,2 миллиарда долларов.
Плавучий космодром - впечатляющее сооружение. О нем мне рассказал заместитель генерального директора РКК "Энергия" Виктор Легостаев: "Водоизмещение платформы при переходе из базового порта (в Калифорнии) к месту запуска составляет 27,5 тысячи тонн. Но перед стартом специальные емкости платформы для большей устойчивости заполняются морской водой. Платформа "притопляется", то есть частично погружается в океан. При этом ее водоизмещение увеличивается до 46 тысяч тонн. Теперь - о внешних размерах. Длина плавучего космодрома составляет 133 метра, ширина - 67, высота - под 60...". Однако цифры мало что говорят неспециалистам. Для большей наглядности можно представить, что на крупном стадионе построено - во всю его длину и ширину - 20-этажное здание. Вот это и будет плавучий космодром. Тяжеленная ракета "Зенит" - 470 тонн - составляет лишь небольшую часть от массы мощной платформы.
Каждый старт проходит по четко расписанной схеме. Когда подготовка плавучего космодрома завершена, ракету вывозят из ангара и устанавливают вертикально на стартовом столе. После этого экипаж покидает платформу и переходит на находящееся рядом судно, которое называется командным. Корабль отходит от плавучего космодрома на несколько километров. Далее все операции по заправке ракеты и старту осуществляются с борта судна дистанционно - в целях обеспечения полной безопасности экипажа.
Но зачем, спрашивается, вообще нужен морской старт, чем плохи наземные космодромы? Главное преимущество в том, что запуск ракеты из экваториальной зоны земного шара позволяет максимально использовать энергию вращения нашей планеты. Это значит, что можно выводить в космос спутники большей массы. Стоимость в расчете на единицу груза оказывается на 30 процентов меньше. Очень важный фактор. Таким образом, открываются заманчивые перспективы использования плавучего космодрома (если, конечно, не будут повторяться аварии "Зенита", как это произошло 12 марта). Цена одного запуска составляет, по неофициальной информации, 70-100 миллионов долларов. А так как ежегодно планируется запускать по 6-8 ракет (уже имеется 18 заявок от различных фирм), то этот необычный проект может окупиться всего за 2-3 года.
"Морской старт" - один из ярких примеров эффективности нестандартных решений. Космонавтика, как видим, может быть не только самоокупаемой, но и прибыльной. Суммарная выручка российских подрядчиков составит за 15 лет один миллиард долларов. Важно и то, что заказы консорциума позволяют сохранить в России 25 тысяч рабочих мест. Вот один из действительно перспективных путей развития космической отрасли...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников