ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ГРАНИЦА

Граница с Финляндией - у нас одна из самых протяженных: 1325,8 километра. И одна из самых обустроенных и спокойных. То же, но с определенными оговорками, можно сказать о погранпереходах. Все они создавались совместными усилиями двух сторон и теперь, после вступления Финляндии в ЕС, отвечают стандартам европейского сообщества, что позволяет эти пункты пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта рассматривать как своего рода "образцово-показательные".

Именно сюда привозят представителей пограничной и таможенной служб с других участков границы нашей все еще необъятной Родины, чтобы продемонстрировать им эталонную на данный момент "материальную часть" - здания, сооружения, информационную технику и т.п.
Увы, при всем блеске и великолепии всего этого финны (видящие свою роль и выгоду и для себя, и для нас в том, чтобы служить "мостом" между Евросоюзом и Россией) далеко не в восторге от порядков на нашей стороне границы. С их точки зрения, новехонькие - с иголочки терминалы работают не то, что в половину, а в четверть своих возможностей. И против такого мнения трудно возразить. Таможенный досмотр и прохождение всех прочих формальностей на финской стороне редко превышают 40 минут. На нашей же эта "бюрократиада" занимает не минуты, а часы, причем не 2-3, а 10 и более.
"Хвосты" из грузовиков в несколько километров - привычная картина на погранпереходах Карельского перешейка, узкой горловине, связывающей нашу страну с портами северо-запада Европы. И мы, и они давно знают и свыклись с тем, что в этой транспортной "войне нервов" виноваты не люди в форме таможенников, а законы, инструкции, сама "логика" работы нашей бюрократической машины. Кроме того, пунктов пересечения границы на этом направлении слишком мало: они не справляются с объемами перемещаемых товаров.
А ведь российско-финляндская граница хотя и "на замке", как к тому по долгу службы стремятся ее охранники по обе стороны от 10-метровой "ничейной земли", но действительно являет собой пример упорядоченных, хорошо отлаженных и доброжелательных отношений между двумя сопредельными государствами. Там, вдали от забитых чадящими большегрузами автострад, в тиши почти нетронутых человеческим присутствием лесов, где проходит разделительная черта между территорией финской и российской, можно наблюдать картины совершенно неожиданные.
Вот рядовой Заур Гаджиев, курсант погранучилища Евгений Шловец и... старший лейтенант финской погранслужбы Юха Иивонен несут спиленное бревно. Издали, если не брать в расчет военную форму, происходящее напоминает известное художественное полотно, посвященное субботнику в Кремле в начале 20-х годов. Правда, роль вождя тут никак не подчеркнута, все увлеченно и ответственно, причем вполне "на равных", заняты благоустройством нейтральной полосы: она должна быть полностью просматриваемой.
В этот раз "субботник" охватывает 6-километровый участок, где финским унтер-офицерам Тайсто Эсканену и Антти Сойнинену пришлось в поте лица орудовать мотопилой, а четверым российским военнослужащим срочной службы под командой старшего лейтенанта Андрея Кочанова оттаскивать срубленные бревна. Характерный штрих: на нашей стороне этой бросовой древесине предстоит сгнить в соответствии с законами природы, а вот то, что сброшено к нашим "братьям по оружию", применение находит: лесотехнический концерн "Стора Энцо" буквально ведет охоту за каждым срубленным в ходе прореживания деревцем.
Такие "братания" - явление нечастое. Регулярно встречаются только офицеры из начальствующего состава. Но соглашение о порядке взаимодействия по поддержанию должного состояния рубежа предусматривает такую периодическую совместную работу: постоянный натиск зеленой массы - деревьев, кустарника, невесть откуда появляющегося лесного мусора - требует отпора...
Договор, подписанный еще в 1960 году, обуславливает фиксацию точной (допуск - не более 10 сантиметров) линии границы, ее белую пикетную разметку и такую же - каждого пограничного столба. Погрануполномоченные - офицеры погранзастав обеих сторон - в июле проверяют состояние 10-метровых просек. За день объединенный отряд проходит до 20 километров границы.
Столь тщательное выполнение инструкций по размежеванию неплохо бы использовать как подспорье для того, чтобы расчищать завалы на пути к более цивилизованному "взаимопроникновению" - торговому, культурному, общечеловеческому.