ЗА СЕБЯ И ЗА СВОЕГО БРАТА

Мировая биологическая наука достигла рубежа, за которым начинается необъяснимая пока чехарда моральных ценностей. Розовощекий мальчуган, родившийся на днях в Великобритании, наделал необычайного шума не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. И все потому, что в отличие от всех других детей на планете появился на свет не ради самого себя, а ради своего брата.

Джейми стал первым появившимся на свет генетически измененным ребенком. Долгая работа генетиков и специалистов по искусственному оплодотворению увенчалась успехом - Джейми родился абсолютно здоровым. Теперь ему предстоит спасти своего родного брата, больного тяжелой формой анемии.
История эта началась четыре года назад, когда в семье Джейсона и Мишель Уитакер родился сын Чарли. Мальчик выглядел совершенно здоровым, однако вскоре у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. Обследование показало, что ребенок болен редкой разновидностью анемии, которая носит название болезни Даймонда Блэкфена.
Еще не так давно судьба Чарли была бы предрешена. Но последние достижения биологии дали медикам новое могущественное оружие - генную инженерию. То есть возможность исправлять изъяны человеческого организма с помощью таких же, но здоровых генов.
Единственным способом спасти маленького Чарли была трансплантация так называемых стволовых клеток, которые являются базовыми в организме человека. Причем получить эти клетки можно было только из тела единокровного с Чарли существа - брата или сестры.
Но других детей у Джейсона и Мишель не было. Тут-то и возникла идея произвести на свет новое дитя, которое сможет помочь смертельно больному брату. Врачи утверждали, что стволовые клетки, взятые из пуповины новорожденного и пересаженные Чарли, - единственный способ спасения больного ребенка.
Правда, для того, чтобы новый ребенок мог быть в состоянии помочь своему брату, у него не должно было быть больного гена. Это означало, что произвести на свет такого малыша нельзя было без вмешательства генетиков. Кроме того, родителям необходимо было получить соответствующее разрешение властей на проведение подобной операции.
Джейсон и Мишель обратились за помощью в организацию эмбриологии и искусственного оплодотворения в своей стране, но там не дали разрешения на проведение генетических изменений эмбриона. Тогда они решили покинуть Великобританию и отправиться в Чикаго, где специалисты Института репродуктивной генетики согласились провести для них подобный эксперимент.
Интересно, что родителям было совершенно безразлично, родится ли у них мальчик или девочка. Их не интересовал цвет глаз или волос будущего малыша. Суть состояла в том, чтобы у новорожденного не было гена, медленно убивающего его брата.
Ученым это удалось. После серии попыток Мишель забеременела и в положенный срок в результате кесарева сечения родила сына, которого назвали Джейми. "Все, что мы сделали - это изменили шансы на совпадение тканей детей. Раньше вероятность составляла всего 20%, а сейчас она составляет 98%, - говорит мистер Уитакер. - В настоящее время врачи проводят тесты на совместимость, чтобы определить, можно ли будет делать Чарли пересадку клеток Джейми. Это будет известно через несколько дней, но мы пока не хотим думать о результатах, мы просто радуемся новому члену нашей семьи".
Стволовые клетки уже извлечены из пуповины Джейми, и сейчас врачи проводят расшифровку генетического кода новорожденного, чтобы определить, удалось ли им избавиться от злополучного гена или же он сумел спрятаться.
Этот успех породил надежду у многих тысяч британских родителей, у которых есть генетически больные дети. Воодушевленная этим примером, борьбу за право на генетическое изменение эмбриона уже начала еще одна британская пара. У Раджа и Шаханы Хашми из Лидса неизлечимо болен четырехлетний сын Заин. Они также хотят родить еще одного ребенка, стволовые клетки которого будут использованы для трансплантации. Им повезло больше, чем Уитакерам - после того, как они получили отказ, Радж и Шахана подали апелляцию и выиграли дело. Теперь им остается только ждать результатов работы медиков.
Но британское общество в смятении. Где предел, за которым нельзя идти на производство детей-доноров? Что если болен не ребенок, а, скажем, отец ребенка? Можно ли производить на свет дитя, чтобы поправить гены папаши?
У этой непростой этической проблемы есть и другая сторона: можно ли использовать органы новорожденного? Ведь он не в состоянии сам одобрить такое решение. А что если он впоследствии окажется не согласен с этой процедурой?
Словом, вопросов великое множество, а ответов на них пока немного. Поиск только начинается и продлится он, по-видимому, долго. А Джейми между тем не только сам здоров и бодр, но вскоре, есть надежда, подарит такое же ощущение своему брату.
{Bull}В Британии отмечается 25-летие Луизы Браун, зачатой путем искусственного оплодотворения. Она была первым человеком, появившимся на свет с использованием этого метода. Всего же с 1978 года на свет появилось около полутора миллионов детей, зачатых искусственно. Медики объявили на прошедшей в Лондоне научной конференции, приуроченной к "полукруглой" дате, что через 10 лет бесплодие удастся победить окончательно. Кстати, дети Луизы - близнецы Антониа и Генри - также были рождены таким способом.