- Наталья Николаевна, за что вы полюбили Евгения Александровича? Ведь по общепринятым стандартам он не был красавцем...
- Внешне он, может быть, не вписывался в эталоны красоты. Но у него было хорошее лицо, черты приятные. Но в мужчине главное - все-таки не внешность. Женя был необычным, в нем было столько жизнелюбия... Все остальные рядом с ним казались какими-то пресными.
Он был старше меня на 13 лет, однако, несмотря на эту разницу в возрасте, нам вместе было очень интересно. Любили театр, часто вместе посещали спектакли. У нас и дети с двух лет ходили в оперу. Мы жили недалеко от Музыкального театра имени Станиславского. Сидим, ужинаем, откроем балкон - слышим музыку. Женя говорит: "Пиковую даму" дают. Бежим на второй акт". Ужин бросили, побежали.
- А с билетами проблем не было?
- О чем вы говорите? Ему достаточно было показаться.
- Говорят, он любил застолья?
- И застолья были. Он все успевал. К спиртному Женя относился уважительно. Но алкогольной зависимости у него не было. Компании очень любил. Компания - это, в сущности, та же сцена.
- Отпуск он обычно как проводил?
- Отпусков у него не было. Он все время работал. Если появлялась возможность, Женя брал нас с детьми с собой в поездки. Мы вместе всю страну объездили.
- Кем он хотел видеть сыновей?
- Женя хотел, чтобы они были музыкантами. Он не понимал, как человек может жить и не знать музыки. Ему не довелось учиться, но он играл на фортепиано по слуху. Обожал Чайковского, Рахманинова, Мусоргского. Он еще мальчишкой прорывался не в кино, а в консерваторию.
- А что он вам рассказывал из своего детства?
- Детство было очень трудное. Мама его одна растила. Отца Женя не знал, тот рано ушел из семьи. Его мама сначала работала на каком-то заводе, потом санитаркой в родильном доме Остроумовской больницы. Он там провел детство. Приходил после уроков с портфелем в роддом, обедал, потом гулял во дворе. Я в этом роддоме рожала своих сыновей. Женя меня устроил туда. Его маму все помнили и ко мне очень хорошо относились. Она умерла за три года до нашего знакомства. Женя очень уважал пожилых людей, к моим родителям относился просто исключительно.
- Алла Ларионова рассказывала мне, что у нее в фильме "Анна на шее" не получалась сцена пробуждения после бала. Она получилась только тогда, когда Евгений Моргунов дал для съемок свою роскошную супружескую кровать.
- Этот фильм снимался в 1952 году. А Женя жил тогда в гражданском браке с балериной Большого театра. Это они отдали кровать из красного дерева. Мне тоже как-то Аллочка по ошибке сказала: "Если бы вы знали, как меня выручила ваша кровать!"
- Кого из коллег любил Моргунов?
- Больше всех Женя любил Вицина. Считал, что он очень хороший актер.
- Но близко c ним не общался?
- Им было достаточно общения по работе. Вместе куда-то ехали, снимались, участвовали в концертах. Они перезванивались, но в гости друг к другу не ходили. И мы с его женой перезванивались. Мой муж очень хорошо ко всем относился, пока из-за диабета у него не появилась какая-то агрессия. Она была спонтанной. Что-то нелицеприятное Женя высказал в адрес Никулина, тот ему ответил публично. И пошло... Я ему вообще запрещала давать интервью, но он не всегда слушался.
Вообще Юрий Владимирович был очень внимательным, дипломатичным человеком. Кто бы к нему ни обращался - всегда помогал.
- В цирк ваших ребят приглашал?
- Не то слово. Дети там выросли. Обиды Жени на Никулина - это просто издержки возраста и болезни.
- С вами муж не ссорился?
- Все бывало, как в любой семье. Нас, наверное, выручали его частые гастроли.
- Говорят, на Моргунова некоторые обижались из-за злых шуточек, розыгрышей...
- Эта "слава" тянется за ним со времен вгиковского дуракаваляния. Со временем это обросло различными мифами. Нормально он со всеми разговаривал, уважительно. Никогда не называл человека уничижительными именами типа Ванька, Петька. Помогал очень многим людям и словом, и делом.
- А у самого Евгения Александровича были на кого-нибудь обиды?
- Он себя на это не тратил. Ни на кого не обижался, ни на кого зла не держал. Он мог взорваться, что-то наговорить резкое, а потом об этом даже и не вспоминал.
- На Гайдая-то, наверное, обиделся?
- Не знаю. Гайдай был сложным человеком. Конечно, Женя не прав, что привел на закрытый просмотр поклонниц своего комедийного дарования. Но сделайте замечание спокойно, не оскорбляйте при девушках. Гайдай очень любил Никулина. Моргунову и Вицину казалось, что камера больше работает на него. Тут и нашла коса на камень. После чего режиссер решил не тратить больше времени на эту троицу. В Америке бы из нее выжали все что могли, а мы...
- Как сложились у Моргунова отношения с Баталовым на съемках фильма "Три толстяка"?
- Про Алексея Баталова он говорил: "Очень скрупулезный и тонкий режиссер. Только слишком долго объясняет. Я так не привык. Пока он объясняет, я теряю мысль. "Толстяки" снимались в Ленинграде, и он туда ездил чуть ли не каждую ночь. В Москве тоже какие-то съемки были у него. Я помню, он все время мотался и привозил мне какие-то диковинные торты, марципаны. Хотя самому ему из-за диабета сладкое есть нельзя было.
- Откуда эта болезнь у него взялась?
- Кто ж это знает. И у детей бывает сахарный диабет. Женя заболел в 25 лет. Рассказывал, в войну и первые послевоенные годы они с мамой голодали. И вдруг мама принесла откуда-то пачку масла. Он не удержался, всю ее съел, без хлеба. Ему стало плохо, еле выходили. С тех пор у него нарушился обмен веществ. Когда вошел в возраст, постоянно болели ноги, сосуды давали о себе знать. Последние 15 лет он ходил, что называется, под ножом, ему раза четыре в год врачи говорили: "Ампутируем ноги!". В последние годы он практически не мог ходить, снимался в костюме и... тапочках. Даже на концертах выходил в тапочках. Отшучивался: "По дороге на эту встречу мне бревно на ногу упало". И все равно не терял оптимизма. Я лечила его уже не знаю какими средствами, сама врачом стала, столько книг по медицине прочитала.
- И вы победили: Евгений Александрович избежал операции.
- Избежал. Но умер от инсульта. У него в организме все на грани было, все на грани... После гибели сына он уже не смог оправиться.
В 1998 г. погиб в автокатастрофе старший сын Моргунова Николай. Он ехал ночью с дачи в Москву и заснул за рулем, врезался в дерево. В разбитой машине нашли букет цветов. Николай спешил к молодой жене. У него остался сын.
МОРГУНОВ Евгений Александрович, заслуженный артист России. Родился в Москве. Когда Евгению исполнилось 14 лет, началась война. Поступил работать на Сокольнический вагоноремонтный завод, вытачивал болванки для артиллерийских снарядов. Написал письмо Сталину, в котором доложил генсеку, что хочет стать артистом. По распоряжению Сталина его отправили учиться к Таирову в Камерный театр. Оттуда послали во ВГИК. В 1948 г. окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой) и стал актером Театра-студии киноактера. В 1951- 1953 гг. работал в Малом театре. Автор сценария и режиссер фильма "Когда казаки плачут", продюсер фильма "Райское яблочко". Снимался в фильмах "В шесть часов вечера после войны", "Молодая гвардия", "Мексиканец", "Человек ниоткуда", "Пес Барбос и необычный кросс", "Самогонщики", "Дайте жалобную книгу", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Три толстяка", "Кавказская пленница", "Семь стариков и одна девушка", "Покровские ворота", "Райское яблочко" и др.
Как-то Моргунов в одном интервью признался, что Гайдай больше внимания уделял Никулину. Эти слова задели Юрия Владимировича, и он сказал в передаче Познера нелицеприятные слова в адрес Моргунова. Ссора с Гайдаем произошла еще раньше, во время съемок картины "Кавказская пленница". Режиссер запрещал приводить на рабочие просмотры посторонних. Моргунов явился с двумя девушками. Гайдай трижды попросил посторонних покинуть зал, выразительно смотрел в сторону Моргунова и его спутниц, но тот сидел невозмутимо и удерживал своих подруг. Гайдай объявил: "Просмотр состоится завтра, а с вами, Евгений Александрович, у нас последний фильм". Режиссер снимал позже и Юрия Никулина, и Георгия Вицина, но уже в других ролях. Знаменитой "тройке" пришел конец.