ДЕНЬГИ ПОБЕДИЛИ

По окончании внепланового двухдневного визита в Бишкек глава Пентагона Дональд Рамсфелд дал ясно понять, что США не намерены свертывать свою авиабазу в Киргизии. "Я бы не паковал чемоданы", - сказал он перед отлетом на родину американским солдатам на базе "Ганси" в аэропорту Манас близ Бишкека.

Новый лидер Киргизии Курманбек Бакиев, одержавший на президентских выборах 10 июля убедительную победу, продемонстрировал гибкость своих политических взглядов. Решение о размещении в Манасе около тысячи американских военнослужащих и девяти авиазаправщиков КС-135 и военно-транспортных самолетов С-130 принималось в декабре 2001 года на двусторонней основе. Поэтому этот шаг вполне укладывается в русло отношений двух стран. Интрига, однако, заключается в том, что еще две недели назад новое руководство Киргизии придерживалось иной позиции.
Напомним: 5 июля на встрече руководителей стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества лидеры России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана потребовали от США назвать конкретные сроки пребывания своих авиабаз на территории Киргизии и Узбекистана. Курманбек Бакиев тогда заявил на своей первой после избрания пресс-конференции, что Киргизии следует рассмотреть вопрос о целесообразности пребывания американского контингента на территории республики. Поводом послужила ситуация в Афганистане. "Там прошли президентские выборы, идет подготовка к парламентским, поэтому вполне закономерно возникает вопрос о сроках вывода с территории Киргизии авиабазы антитеррористической коалиции", - подчеркнул он.
Это заявление встревожило Вашингтон. Там отчетливо понимают, что инициатива по сокращению американского присутствия в Центральной Азии исходила прежде всего от России и Китая, которые в последние годы настойчиво пытаются укрепить свои позиции в регионе. Тут интересы двух наших держав сходятся. Этим и объясняется внезапный бросок главы военного ведомства США в Бишкек, хотя он там был не далее как в апреле, сразу после свержения Аскара Акаева. Судя по всему, у него на руках были сильные козыри. По крайней мере министр обороны Киргизии Исмаил Исаков сразу после окончания визита сделал заявление, прямо противоположное тому, что еще полмесяца назад говорил президент: база в Манасе останется до тех пор, пока этого будет требовать ситуация в Афганистане.
Как это часто бывает в большой политике, все решили деньги. Дональд Рамсфелд пообещал Бишкеку беспроцентный кредит в 200 миллионов долларов. Учитывая, что это примерно 60 процентов годового бюджета страны, понятно, что Бакиев получил предложение, от которого трудно отказаться.
По словам Леонида Ивашова, бывшего начальника управления международного военного сотрудничества Минобороны России, Киргизия вряд ли сможет в одиночку противостоять давлению Соединенных Штатов. У нее огромный внешний долг - по разным оценкам от 2 до 4 миллиардов долларов. Кроме того, противостояние севера и юга сохраняется, и американцы имеют возможность играть на внутренних противоречиях в стране. Если лидеры Шанхайской шестерки не сумеют выработать согласованных подходов к изменившейся ситуации в регионе, считает Леонид Ивашов, то вряд ли смогут эффективно влиять на происходящие там процессы.
Пока Россия молчит. Между тем новое руководство Киргизии начинает учиться играть на противоречиях Москвы и Вашингтона. Курманбек Бакиев уже публично заявил, что именно Россию он считает лидером на постсоветском пространстве, а созданная в Канте в 2003 году российская авиабаза является важнейшей гарантией безопасности в регионе.