"ЗДРАВСТВУЙТЕ, ГОСПОДИН ПРЕМЬЕР..."

Мы пообещали читателям, что на страницах газеты будем рассказывать, как работают с почтой граждан чиновники федеральных ведомств ("Труд" от 19.07.2005 "Пора бы знать, куда писать"), и побывали тогда в отделе по работе с обращениями граждан Министерства здравоохранения и социального развития. На этот раз мы отправились в правительство России.

Приемная правительства расположена чуть поодаль от Белого дома. У двухэтажного здания - отдельный вход. На дверях табличка: "Часы работы: с 9 до 17.30, выходные - суббота, воскресенье". Пускают всех. Но лишь после строгой проверки на посту охраны. 11 утра. Нас с фотокорреспондентом встречает Виктор Николаевич Гаврилов, заместитель начальника отдела по работе с обращениями граждан аппарата правительства России. Заходим в просторный холл. Там человек пять-шесть. Ждут, когда их примут сотрудники отдела. В правительство ведь можно обратиться не только письменно, но и лично прийти на прием.
Знакомимся с одной из посетительниц. "Я приехала из Ульяновска, хочу подсказать министру образования и науки Андрею Фурсенко, как бороться с беспризорностью в России. Мне пообещали, что через неделю смогу встретиться с министром". "Неужели так легко попасть к первым лицам государства?" - спрашиваем у Гаврилова. "Да, если иметь для этого веские причины. Мы изучаем представленные документы и направляем их заранее министру для подготовки встречи". Члены правительства принимают граждан по графику, два раза в месяц. Выслушивают по 10 - 11 человек. Бывает, и больше. "Между прочим, министр обороны на таких приемах иногда вручает военнослужащим ключи от новых квартир, - продолжает Виктор Николаевич. - Сами понимаете, какую большую работу надо проделать перед этим". Пользуясь случаем, мы тоже записались на ближайший прием к министру образования и науки и обязательно расскажем читателям "Труда", как проходят такие встречи.
ЧТО ИМЕЕМ - ТО ХРАНИМ
Миновав еще один пропускной пункт, попадаем на территорию, куда без особого разрешения уже не пройдешь. Здесь - рабочие кабинеты, архив писем, стеллажи со свежей почтой. Она поступает трижды в день и сразу, в зависимости от обратного адреса, распределяется между сотрудниками отдела. Почту читают семь человек, у каждого свои "подшефные" регионы. Информация о письмах заносится в особую базу данных, так что при желании всегда можно узнать, кто и когда писал в правительство. Такой порядок работы с почтой не меняется уже много десятилетий. Старожилы нам намекнули: хоть сегодня некоторые деятели культуры, ставшие отчаянными демократами, и отмежевываются от того, что в прежние годы клеймили своих коллег и подписывали осуждающие письма, в архиве-то прекрасно знают: так оно и было. Те петиции в целости-сохранности лежат в архивах, куда в свое время были переданы обращения в ЦК КПСС. Текущая переписка хранится в отделе три года, часть почты и официальных ответов передается на постоянное хранение в правительственный архив.
Руководитель отдела по работе с обращениями граждан Владимир Михайлович Попов рассказал, что каждый месяц в адрес правительства приходит 3 - 4 тысячи писем: "В секретариаты, руководителям аппарата, в департаменты правительства направляем примерно 10 процентов, еще 40 - в федеральные органы исполнительной власти, половина писем уходит на места. Тематика постоянно меняется. В 2001 году россияне много писали о пенсиях, сейчас таких писем стало в 8 раз меньше, зато в два раза выросло число обращений по пособиям и льготам. Часто люди пишут о жилье и коммунальной реформе. Еще одна распространенная тема - условия труда и низкая зарплата". "Иными словами, правительство знает, что в провинции учителя и врачи получают 2000 рублей?" "Да. И о том, что пенсии маленькие, - тоже". К слову, когда после очередного повышения пенсий россияне получили всего по 30 рублей прибавки, некоторые обиженные пенсионеры выслали эти жалкие рубли в адрес правительства. Все деньги сотрудники отдела сдали в Пенсионный фонд России.
Кроме рутинной работы с обращениями - прочитать, рассмотреть, направить в заинтересованные структуры, постоянно готовятся обзоры писем по регионам и аналитические записки по темам, которые идут на самый "верх" - премьер-министру. Если кто-то из руководителей правительства уезжает в командировку, ему тоже подготавливают обзор региональной почты.
НА ОТВЕТ ИМЕЕТ ПРАВО КАЖДЫЙ
За всеми работниками отдела закреплены регионы, чью почту они читают. Лидии Петровне Елкиной "достался" северо-запад России. "Давайте вместе почитаем письма!" - предлагаем мы. "Пожалуйста. Вот письмо от аспирантки экономического факультета Калининградского госуниверситета... "Помогите найти подробную концепцию пространственного развития России". "И что, найдете?" "Постараемся. Направим просьбу в департамент регионального развития правительства России..." Следующее письмо о том, что из Казани до революции был вывезен весь золотой запас... "Примем к сведению, - улыбается Лидия Петровна, - и ответим автору, что письмо получили".
Николай Андреевич Островский, другой сотрудник отдела читает почту из Поволжского региона. "Интересно, вот это письмо у вас в руках - о чем?" - спрашиваем мы. "Жительница Ульяновска просит разъяснить все аспекты наследования дореформенных вкладов. Направим обращение в Министерство финансов, в Банк России". "Ей ответят?" "А как же?! Статья 33 Конституции гарантирует, что любой россиянин может обратиться в органы власти с письмом и получить от чиновника ответ на свой вопрос".
До тех пор, пока не принят Федеральный закон о работе с обращениями граждан, госчиновники и должностные лица руководствуются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1968 года, где записано, что заявления и жалобы рассматриваются в течение одного месяца и заявителю обязательно дается ответ. Если обращение попало не по адресу, максимум через 5 дней автора должны известить об этом и сообщить, куда направлено письмо. Что касается реакции местных властей, то по Закону о местном самоуправлении (статья 32) они тоже обязаны отвечать людям в течение месяца. Причем не высылать отписки, а давать ответ "по существу", как сказано в Законе.
Так же внимательно, как и к "бумажным" письмам, здесь относятся к "электронным". С начала 2005 года на сайт правительства пришло более 1500 сообщений. Каждое зарегистрировано, а автор извещен о судьбе письма.
Смотрим свежую электронную почту, сообщений пока немного - около 10, все они уже прочитаны. Кстати, на сайте правительства есть полная информация о том, сколько писем - "бумажных" и "электронных" получено, откуда они и о чем. Там же можно оставить свое сообщение.
В ПРАВИТЕЛЬСТВО. ТОВАРИЩУ КАРЕНИНОЙ
Виктор Николаевич Гаврилов, тот самый, который встречал нас в приемной, много лет коллекционирует надписи на конвертах, которые приходят в Белый дом. Нет такого министра, чье имя и должность все россияне знали бы назубок. Галину Карелову звали "Карелиной", "Гореловой", "Карякиной", "Королевой" и даже "Карениной". Валентине Матвиенко приписывали чуть ли не все распространенные отчества - была она и "Владимировна", и "Сергеевна", и "Михайловна", и "Николаевна", и "Федоровна". Иногда в графе "кому" значится что-нибудь наподобие "В Дом Советов". Есть конверты, адресованные "Лицам кремлевской национальности", "Руководителям страны в широком смысле слова", "Членам президентской команды". Представление о местоположении российского правительства у многих граждан тоже весьма своеобразное: "Театральный проезд", "Рыбный переулок", "Кутузовский проспект", "Шаболовка" - вот только некоторые из адресов...
Напоследок интересуемся, как часто граждане получают на свои жалобы положительные ответы и благодарят ли за это? Статистика такая: с 2005 года взято на контроль 1499 обращений (не путать с количеством писем!), по 509 приняты положительные решения. За июнь этого года из 225 писем действенные меры приняты по 81 обращению. Есть и благодарности. "А вообще-то спасибо говорят очень редко, - признался нам один из сотрудников отдела, - Видимо, люди так крепко воюют с местными властями, что когда добиваются результата, на благодарности сил не остается".