ГДЕ-ТО РЯДОМ С АЛБАНИЕЙ И КИРГИЗИЕЙ

Слово поспорило с делом. На этой неделе Россия стала членом международной организации ГРЕКО (группа государств против коррупции), созданной для проведения мониторинга выполнения странами обязательств в борьбе с мздоимством.

Но нам тут, увы, похвастаться нечем. Об этом свидетельствует только что опубликованное Всемирным банком исследование состояния коррупции в бывших соцстранах и Турции. Россия в этом списке опять в хвосте - вместе с Албанией и Киргизией. В отличие от Болгарии, добившейся, по данным экспертов, заметных успехов в борьбе с этим злом.
Всемирный банк отметил общие закономерности, характерные для постсоветских стран. Налоговая реформа ведет к снижению взяток. Более молодые компании платят мзду чаще старых. Местные компании платят больше иностранных, а иностранные - больше государственных. Постепенно сокращаются все виды коррупции, кроме взяток при заключении госконтрактов и судебной коррупции. Почти все это характерно и для России. Но в нашей стране с 2002 по 2005 годы валовой объем коррупционных доходов вырос примерно на 50 процентов (!). Такими темпами российское чиновничество непременно выполнит задание об удвоении ВВП за десятилетие, но не российского, а лишь своего собственного.
Правда, "коррупционный налог" в российской экономике (доля взяток в доходах компаний и граждан), по данным ВБ, сократился с 1,4 процента в 2002 году до 1,1 процента в минувшем 2005 году. Исследователи объясняют этот феномен тем, что из-за сумасшедшего притока в страну нефтедолларов взятки растут все-таки медленнее, чем доходы.
Крупнейшей кормушкой для российских чиновников, согласно исследованию ВБ, являются лицензирование и использование ресурсов государства в частных интересах. По размеру взяток за получение лицензий и разрешений РФ является лидером среди всех 26 исследуемых стран. Россия также вместе с Албанией, Арменией и Азербайджаном отмечена как страна, в которой "захват государства", то есть искажение правил госрегулирования в пользу нескольких инсайдеров, является одной из главных коррупционных проблем.
- Я абсолютно не удивлен выводами Всемирного банка, - сказал корреспонденту "Труда" научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Потому что никакой борьбы с коррупцией в России не ведется вообще. Те внутриклановые, внутриаппаратные разборки, которые порой становятся известны обществу и выдаются за такую борьбу, имеют совершенно другое происхождение, а главное - иные цели. На практике пока коррупция - одна из системообразующих основ функционирования чиновничества. Изменения в этой области возможны и, надеюсь, начнутся после оздоровления самой власти. Введение стандартных, общепринятых процедур и жесткое преследование бизнес-чиновников любого ранга, несомненно, снизят коррупцию в целом по России примерно до уровня США. За исключением, может быть, Кавказа, где, наверное, этот уровень станет равен итальянскому.
Вот такой прогноз. А пока бывший глава Минатома России Евгений Адамов, на днях выпущенный из специзолятора Бутырской тюрьмы под подписку о невыезде, успел пожаловаться на то, что у его дочери Ирины, проживающей в Швейцарии, "какие-то неизвестные" потребовали деньги за то, что он оказался на свободе: "Вы думаете, что так просто было сменить Генпрокурора, сменить председательствующего на суде и вообще получить это дело? - спросил у моей дочери позвонивший, когда она поинтересовалась, за что должна заплатить"...