КТО ОТДАЛ ПРИКАЗ О РАССТРЕЛЕ?

Европейский суд в Страсбурге признал Москву виновной в нарушении права на жизнь Хаджи-Мурата Яндиева и неспособности провести надлежащее расследование обстоятельств его исчезновения в Чечне.

Яндиев, как следует из уголовного дела, в начале 1999 года без вести пропал в Чечне, куда приехал на поиски своего отца. Почти сразу же он был задержан федеральными войсками. Долгое время о молодом человеке ничего не было слышно. Поводом для иска, поданного матерью Яндиева Фатимой Базоркиной, послужила видеозапись журналистов телекомпании Си-эн-эн, на которой Хаджи-Мурата допрашивает российский генерал. На документальной пленке, если верить газете "Таймс", запечатлен и момент, когда после допроса и обыска задержанного старший офицер, опознанный впоследствии специалистами как генерал-полковник Александр Баранов, якобы отдает солдатам приказ о расстреле Яндиева.
Фатима, потерявшая всякую надежду на возвращение единственного сына, узнала на видеопленке Хаджи-Мурата и обратилась в прокуратуру. Сыщики, вместо того чтобы серьезно взяться за это дело, списали его в архив. В компетентных органах со временем вообще перестали отвечать на официальные запросы или отделывались отговорками типа "ищем, посмотрим, сообщим". Убитая горем женщина через базирующуюся в Голландии организацию "Правовая инициатива по России", которую спонсируют ООН, а также голландское, норвежское, французское и шведское правительства, была вынуждена искать справедливости в Европейском суде по правам человека.
Как сообщила "Таймс", это первый вердикт, вынесенный Страсбургским судом по делам о пропавших без вести в Чечне людях. На его рассмотрении находятся более 200 аналогичных дел.
Согласно вынесенному вердикту Россия должна выплатить Фатиме Базоркиной 35 тысяч евро в качестве компенсации за моральные издержки и погасить все расходы на ведение дела. Генпрокуратура в Москве в свою очередь собирается опротестовать решение Страсбургского суда. И это понятно: создан прецедент, за которым могут последовать другие иски, так как в Чечне с 1999 года пропало несколько тысяч человек.
Звонок из "Труда"
Мы связались с Главной военной прокуратурой. Ее официальный представитель Михаил Яненко переадресовал нас в Генеральную прокуратуру. По его словам, дела такого уровня - в компетенции старших коллег. В пресс-службе Генпрокуратуры сообщили, что пока никакой информацией о пленке, где якобы фигурирует командующий войсками Северо-Кавказского военного округа Александр Баранов, не располагают. Когда какие-либо сведения на этот счет появятся, их немедленно разместят на ведомственном сайте в интернете.
Пресс-секретарь генерала Баранова Андрей Бобрун сказал, что командующий в курсе происходящего, но поскольку он сам и сотрудники пресс-службы округа не видели ни решения Страсбургского суда, ни пленки, то комментировать пока просто нечего.
Кстати, корреспонденту "Труда" доводилось встречаться с генералом армии Александром Барановым на полигоне "Дарьял" в Северной Осетии. Александр Иванович произвел впечатление человека выдержанного и рассудительного. Трудно поверить, что он поддался эмоциям даже в крайне напряженной ситуации.