В ГРОБУ ВИДАЛИ

Если бы на Авиньонском фестивале был приз зрительских симпатий, то в этом году он, скорее всего, достался бы бельгийскому хореографу марокканского происхождения Сиди Ларби Шеркауи. Во двор лицея Сен-Жозеф, где под открытым небом шел его спектакль "Сутра", счастливцам с билетами приходилось продираться сквозь плотный строй алчущих.

Оно и понятно: всем хочется чудес, а "Сутра" - это сплошные чудеса в решете. Для того чтобы создать свой спектакль, Сиди Ларби Шеркауи отправился в Шаолинь и привез оттуда настоящих монахов, которые делают со своим телом буквально что хотят, наплевав на земное притяжение.
Поначалу 32-летний хореограф сидит в углу сцены и задумчиво вычерчивает макет будущего спектакля. Рядом с ним пристроился бойкий китайский мальчишка лет десяти, и они вдвоем вертят продолговатые кубики то так то эдак. Ага, вот, кажется, придумали. Теперь достаточно хлопнуть, топнуть, и из больших ящиков, расставленных по сцене в полном соответствии с придуманным макетом, вдруг выскочат шестнадцать бритоголовых монахов, одетых в униформу и на европейский взгляд совершенно неотличимых друг от друга.
Сиди Ларби Шеркауи не скрывает, что на этот спектакль его подвигла детская увлеченность фильмами с участием Брюса Ли. Используя технику кунг-фу, бельгийский хореограф тем не менее создал совершенно европейский спектакль. Никакого мордобоя - лишь стремительная геометрия движений, сопровождаемая медитативной музыкой польского композитора Шимона Бжошки.
Несмотря на всю свою ловкость, молодые монахи чем-то смахивают то ли на черепах, то ли на улиток, поскольку повсюду таскают свой дом за плечами. Как бы высоко они ни взлетали, какие бы хитрые кренделя ногами ни выписывали, они всегда готовы "сыграть в ящик", с которым не расстаются буквально ни на минуту. Деревянные гробы, служащие постоянным обиталищем для монахов, так и летают по сцене, выстраиваясь в разных хитроумных геометрических сочетаниях. Иногда кажется, что перед нами лихие наездники, укрощающие скакунов, причем в роли необъезженного жеребца выступает все тот же ящик. Полюбить свой гроб, сжиться с ним как с родным и ловко прыгнуть в него, когда потребуется, - все это умеют шаолиньские монахи, встретившие столь восторженный прием на Авиньонском фестивале. Будем надеяться, что рано или поздно Сиди Ларби Шеркауи привезет свой спектакль и в Россию.