«Большой театр помнит о своих корнях»

Спектакль «Дон Кихот» открыл юбилейные гастроли прославленной балетной труппы в Лондоне   

26 июля в Лондоне начались традиционные летние гастроли балета Большого театра. В этом году они имеют особый смысл: ровно 60 лет назад британская столица увидела после многолетнего перерыва спектакли ГАБТа и открыло для себя великую балерину Галину Уланову. Нынешние гастроли открылись одним из классических шедевров балетного репертуара – «Дон Кихотом». «Труд» подобрал первые отклики лондонской прессы на выступления российских танцовщиков.

«Балетная труппа Большого определенно знает, как сделать хороший спектакль, и «Дон Кихот», один из самых бесхитростных и приятных балетов XIX века — прекрасный способ продемонстрировать уникальный русский бренд, в котором сочетаются веселье и пышность. Лучшего спектакля открытия трехнедельных гастролей труппы в Лондоне нельзя было и придумать, – пишет Дебра Крейн в The Times. – Это новая хореографическая редакция Алексея Фадеечева, однако она создана в той же манере, что и его предыдущая версия, и  максимально приближена к оригинальной хореографии Петипа и Горского».

«Причина, по которой «Дон Кихот» исполняется сегодня, – продолжает автор, – заключается в том, что  этот балет богат  роскошными  классическими танцевальными номерами, где можно продемонстрировать всю виртуозность. Здесь и высокие прыжки, и взмахи, и высокий уровень энергетики. И кроме того – масса страстных характерных танцев (в конце концов, действие происходит в Испании!), тореадорских страстей, движений цыганской души и элементов лихой комедии. Эта постановка позволяет каждому артисту труппы блистать, что и происходит —  на всех уровнях. Герои стучат кастаньетами и размахивают плащами, играют веерами и кинжалами; это мир томных женщин и развязных мужчин. Противопоставить этому можно райскую благодать сцены видения в царстве дриад (второе действие), где Дону снится Дульсинея, образ его женского идеала; здесь у женского кордебалета есть возможность продемонстрировать свое целомудрие, уместную женственность и очарование.

Что касается декораций и костюмов, «Дон Кихот» — это настоящее пиршество для глаз, особенно для тех из нас, кто привык к вечно серым сценам в европейских постановках. Нас почти ослепляет цвет, который рвется наружу при любой возможности; особенно это заметно, когда дело доходит до потрясающих костюмов Елены Зайцевой. Декорации Валерия Левенталя —  залитая солнцем площадь Барселоны в первом действии, замок герцога, сцена свадьбы Китри и Базиля в третьем действии — очень элегантны.

Это был особенный спектакль; первый состав соответствовал духу момента. Ольга Смирнова в роли Китри продемонстрировала настоящий взрыв на сцене. Она вылетела туда, как пробка из бутылки шампанского, и показала такую отчаянную технику, будто собиралась завоевать весь мир. Ей потребовалось какое-то время, чтобы разогреться, но к концу спектакля Смирнова покорила всех; ее финальное па-де-де (никогда не видела, чтобы фуэте исполняли быстрее) стало настоящим триумфом.

Денис Родькин в роли Базиля стал настоящей сенсацией. Каждое его движение очень точное; он демонстрирует щегольство, силу и радостное возбуждение. Его исполнение было наполнено жизненной энергией и юмором; кажется, ему удалось воплотить дух самого Большого.

Павел Сорокин, который дирижировал оркестром театра, словно пронесся сквозь партитуру Минкуса на полной скорости; он добился очень искусного исполнения и самых тихих пассажей, и самых энергичных фрагментов. Балет будет исполнен еще два раза, а затем программу гастролей продолжит «Лебединое озеро».

В газете Financial times тему подхватывает критик Клеменс Крисп. «Балетная труппа Большого открыла свои лондонские гастроли постановкой «Дон Кихота» в хореографической редакции Алексея Фадеечева, – пишет он. – Мы видим полуторавековую историю жизни московской труппы; эта постановка перекликается с ее историей, в ней отражены правдивые факты о России, ее балетной жизни и даже ее политическая индивидуальность (постановка была сочтена приемлемой и в царской России, и при коммунистическом режиме, когда балеты делили на «благонадежные» и «неблагонадежные» с точки зрения их политической подоплеки).

Петипа, который знал культуру Испании, создал свой балет «Дон Кихот»в Москве в 1869 году. Многие его последователи изучали и редактировали оригинал; в итоге получилась блистательная, удивительно непохожая на все остальные спектакли постановка, которая стала нам так хорошо знакома в течение последних десятилетий. Создавались новые декорации, исчезали старые; мне очень нравились работы Коровина и Головина, которые появились в начале 1900-х, и я не слишком впечатлен новыми декорациями, которые мы видим в этом году. В то же время, партитура разрослась, а танцевальные номера волшебным образом преобразились и словно заискрились.

Итак, в понедельник вечером, под аккомпанемент оркестра Большого театра под управлением великолепного, уверенного Павла Сорокина, мы увидели сокровище, балетный палимпсест (наложение художественных свидетельств нескольких эпох. – «Труд»), где исторические прецеденты и великолепие дня сегодняшнего объединены какой-то безумной фантазией, вступая в резонанс с долгой и славной историей существования спектакля на театральной сцене. В этом балете, который был создан достаточно давно, и так хорошо продуман, много бравуры и полностью отсутствует какой-либо здравый смысл; тем не менее, он рассказывает нам об истории и идеалах русского танца, который пережил и хорошие, и плохие времена.

Я люблю этот балет, поскольку он вызывает в памяти образы  балерин, блиставших в главной партии Китри, от Плисецкой и Максимовой до Осиповой и Ольги Смирновой, которая вышла на сцену в понедельник вечером (нетипичный выбор для этой роли; тем не менее, она восхитительна). Я совершенно покорен потрясающим талантом всех исполнителей, включая роли цыган, дриад, солистов (Анна Тихомирова вызвала бурю восторга своей вариацией в последнем акте), а также исполнением Алексея Лопаревича (Кихот), который продемонстрировал чувство собственного достоинства, а также веселым улепетыванием Романа Симачева (Санчо) и костюмами Елены Зайцевой, от которых захватывает дух. Денис Родькин создал великолепный образ Базиля; он продемонстрировал все свое мастерство и понимание художественной истории. Чувствуется, что труппа помнит о своих корнях; это великолепная балетная труппа в самом своем истинном проявлении. Анна Антропова, исполнившая цыганский танец, продемонстрировала просто-таки безудержную страсть. Восторг!»