В течение последних недель печать регулярно сообщала о полемике между двумя такими крупными монополиями, как МПС и РАО "ЕЭС России". Но в прошлый четверг, кажется, взаимным упрекам пришел конец - министр МПС Николай Аксененко и глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс достигли-таки соглашения.
Железнодорожники признали за собой 2 миллиарда долга, но при условии, что выплатят его из тех средств, которые им должны угольщики. А эта сумма - 2,5 миллиарда рублей - с лихвой перекрывает долг. В свою очередь, угольщикам должны энергетики, причем в гораздо большем объеме - 4,4 миллиарда рублей.
Министерство вполне могло бы ответить энергетикам тем же, то есть санкционировать остановку составов с углем. Однако за месяц до начала отопительного сезона такая мера выглядела бы, по мнению железнодорожников, преступлением.
К тому же министр путей сообщения сумел доказать, что солидная часть долга министерства образовалась из-за несогласованного повышения цен на электроэнергию. Вопреки достигнутым в начале года договоренностям о поставках электроэнергии по среднеотпускным ценам региональные энергокомпании повысили тарифы, и долг МПС вырос почти на 600 миллионов рублей. Чубайс внял доводам Аксененко: с министерства в итоге списано около 400 миллионов. Таким образом, на данном этапе речь идет об 1,6 миллиарда рублей.
Эта цифра также не является окончательной. Итоговая сумма, которую железнодорожники выплатят энергетикам, будет названа после 1 сентября. Возможно, она окажется еще меньшей после обсуждения на заседании специального "штаба", созданного по инициативе глав двух заинтересованных ведомств.
Тем не менее для региональных энергокомпаний достигнутая в прошлый четверг договоренность, видимо, не указ. Так, в минувшую пятницу утром были обесточены участки Юго-Восточной и Северной железных дорог. А ведь в августе этого года трижды практически полностью прекращалось движение поездов на Дальневосточном участке Транссибирской магистрали. На Транссибе остановились одновременно 165 грузовых поездов. До электростанций региона не дошло только за одни сутки 170 тысяч тонн угля.
Под угрозой срыва оказались все графики накопления топлива на зиму. Энергосистемы, по вине которых произошло отключение электротяги на Транссибе, должны на себе почувствовать, "почем фунт лиха", так как не получают уголь и мазут, необходимые для производства электричества.
За всю вековую историю существования Транссиба движение по главной магистрали страны было прервано только однажды (если не считать аварийных ситуаций) - пару лет назад, когда путь составам преградили бастующие шахтеры.
- "Дальэнерго" является постоянным должником Дальневосточной железной дороги, - сообщила Раиса Паршина, директор транспортного обслуживания дороги. - Если предположить аналогичное поведение с нашей стороны, то Приморский край просто-напросто останется без угля. А в этом регионе и так электричество сейчас подается на 3-4 часа в сутки".
Общая задолженность энергетиков Дальневосточного региона перед железнодорожниками составляет 406 миллионов рублей, а железнодорожников перед энергетиками - 320 миллионов. При этом "Хабэнерго", не платя дороге, передает свою электроэнергию "Амурэнерго". А тот ходит в кредиторах Дальневосточной и Забайкальской дорог.
Хочется верить, что твердость и непримиримость А. Чубайса, проявленные им в выбивании долгов, будут направлены и на урегулирование аппетитов различных энергетических компаний. Потому что их нескоординированная деятельность нарушает "конвенцию". А на этот счет даже у "детей лейтенанта Шмидта" существовали способы наведения порядка.