"УРОЖАЙ" ОБЕЩАЕТ БЫТЬ СКРОМНЫМ

Первый день натовской операции "Основной урожай" по разоружению боевиков албанской Освободительной национальной армии (ОНА), действующей в Македонии, завершился сдачей сепаратистами всего 400 единиц стрелкового оружия.

Перед тем как натовские военные приступили к выполнению возложенной на них миссии, македонским силам безопасности пришлось отвести на 1,5 километра от занимаемых позиций тяжелое вооружение и танки. Впрочем, сделать это удалось не на всех направлениях. Этнические македонцы из села Колтук в районе Тетово вышли на дороги и не дали вернуться на базу нескольким танкам армии Македонии, охраняющим окрестности села.
По словам представителя НАТО майора Бери Джонсона, технология изъятия у албанцев вооружений выглядит следующим образом. Военнослужащие миротворческого контингента размещаются в определенных районах Македонии, образуя несколько зон безопасности, каждая размером около 5 километров в диаметре. Внутри таких зон определяются пути, по которым должны двигаться боевики ОНА. Джонсон выражает надежду, что они организованно передадут свое оружие миротворцам.
Всего по соглашению с командованием натовского контингента албанцы должны сдать 3300 единиц стрелкового оружия, два танка, два БТР и несколько пушек. Такие цифры, особенно касающиеся автоматов и винтовок, македонский премьер Любчо Георгиевский назвал смехотворно низкими. По его оценкам, базирующимся на данных министерства обороны, ОНА располагает как минимум 60 тысячами единиц вооружений.
Тем временем у миротворцев появились первые жертвы. В понедельник от ран в госпитале в Скопье скончался 22-летний Ян Коллинз, военнослужащий инженерного подразделения контингента. Он и еще один миротворец ехали на джипе из аэропорта "Петровец" в македонскую столицу, когда группа неизвестных бросила в их машину два крупных обломка бетонного блока. Один из них, пробив ветровое стекло, угодил Коллинзу в голову.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Редакция отвечает на вопросы о судьбе Македонии, чаще всего встречающиеся в письмах и телефонных звонках читателей.
- Насколько действенной будет процедура разоружения солдатами НАТО албанских боевиков из Освободительной национальной армии (ОНА)?
- Скорее всего, командование НАТО объявит о полном успехе операции после того, как соберет заявленные 3300 "стволов". Все припрятанное оружие останется в распоряжении ОНА. Насильно разоружать террористов НАТО не собирается. Мандат откомандированных в Македонию 3500 военнослужащих четко оговаривает условия - сдача оружия только по доброй воле.
- Означает ли достигнутая договоренность о разоружении боевиков ОНА, что они отныне воспринимаются Западом не как террористы и мародеры, а как респектабельная организация, с которой можно иметь дело?
- Да, означает. Не случайно главарь боевиков Али Ахмети, не стесняясь, расценил "добровольное разоружение" как свою безусловную победу. Действующие в Македонии вооруженные албанские экстремисты, получающие поддержку из-за рубежа, признаны де-факто воюющей стороной, а с их негласным "политическим крылом" правительство республики при посредничестве и по принуждению НАТО село за стол переговоров.
- Чем рискует в этой ситуации Североатлантический альянс?
- Есть два уровня риска. Не исключено, что натовцы окажутся между двух огней, поскольку оба враждующих лагеря полагают, что альянс именно "на их стороне". Между тем миротворческих функций в отличие от Боснии и Косово здесь, в Македонии, для НАТО не предусмотрено. В более широком плане, в случае возгорания полномасштабной гражданской войны НАТО оказывается в роли беспомощного пожарного, не способного затушить балканский пожар. И тогда придется "окопаться" надолго, по аналогии с "голубыми касками" ООН на Кипре, где они квартируют уже 28 лет.
- Это в дальней перспективе, а в ближайшем будущем? Что может произойти, когда через 30 суток натовский ограниченный контингент покинет пределы Македонии?
- Эксперты выражают опасение, что албанские боевики будут фактическими хозяевами всех районов на северо-востоке страны, где македонские силы правопорядка просто не рискнут появляться. В албанских селениях будет только одна власть - власть ОНА. Произойдет размежевание по этническому признаку, после чего Македония, как государство, утратит свою целостность.
- Возможен ли наихудший сценарий, при котором само македонское государство прекратит свое существование?
- Вполне вероятно, что в прежнем виде Македония не сохранится, поскольку уже сейчас от 15 до 20 процентов территории страны неподконтрольно правительству.
Владимир Михеев.