ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Каждая российская семья рано или поздно переживает стресс, который называется "ребенок идет в школу". И дело не только в ощутимых для многих денежных затратах на одежку, учебники и прочее. Нередко мать или отец первоклассника добровольно отказываются от долгожданного летнего отпуска и переносят его на сентябрь, чтобы вместе с ненаглядным чадом терпеливо писать в тетрадке крючки и палочки, клеить бумажные пирамидки и т.п. Почему так труден бывает порой переход от беззаботного детства к школьной действительности? О проблемах, с которыми сталкиваются ученики начальной школы, а также их родители и учителя, корреспондент "Труда" беседует с ректором Московского городского психолого-педагогического университета Виталием РУБЦОВЫМ.

- Виталий Владимирович, на Западе, который мы в последнее время так любим ставить в пример, взрослые особо не горячатся по поводу первой встречи их ребенка со школой, там детей начинают приучать к самостоятельности буквально с рождения. Какой воспитательный подход, по-вашему, более правильный: наш или зарубежный?
- Вы правы, когда в американской или немецкой семье рождается ребенок, его сразу же помещают отдельно, в свою комнату. А у нас, напротив, детскую кроватку родители придвигают поближе к себе. Конечно, когда отцы и матери, дедушки и бабушки полностью погружены в дела детей, не спускают с них глаз, всюду водят за руку и стараются "подстелить соломки", возникает опасность вырастить иждивенца. Но нельзя впадать и в другую крайность - совсем отпускать руку ребенка. Иначе мы создадим странное общество, состоящее из детей, которым не нужны взрослые.
Что касается проблемы "ребенок идет в школу", то у нас она поистине историческая. Слава Богу, на Руси во все времена существовала такая ценность, как образование. Что бы ни случалось в разных семьях, как благополучных, так и неблагополучных, все всегда твердо знали: исполняется человеку шесть или семь лет, значит, пора ему браться за учебу. К сожалению, в законе об образовании, принятом уже в новой России, долгое время не было пункта, вменяющего родителям в обязанность отдавать ребенка в школу. Но недавно под давлением общественности и средств массовой информации соответствующую поправку в закон внесли.
- Все же почему первый год ребенка в школе воспринимается большинством родителей как почти чрезвычайная ситуация?
- Потому что с приходом в школу для маленького человека все меняется: у него появляется новая социальная роль, он становится учеником, в его жизнь входят незнакомые взрослые (учителя) и сверстники, с которыми нужно научиться строить непростые отношения. Малышу, привыкшему к играм, приходится с напряжением внимания, зрения и слуха несколько часов сидеть за партой, усердно выполнять домашние задания. Меняется и уклад семьи - теперь он во многом подчинен режиму школьника.
- Уже много лет идут споры о том, можно ли начинать обучение детей в школе с шести лет. Что думают по этому поводу психологи?
- Однозначного ответа тут, наверное, нет. Я бы сказал так, и это сейчас - позиция нашего Министерства образования: сегодня ребенок должен идти в школу с шести лет, но лишь при создании для него особых условий. В первую очередь, необходимо, чтобы режим маленького школьника был адаптационным, сохраняющим некоторые детсадовские, "дошкольные" черты. Разница в психофизиологическом развитии шестилетнего и семилетнего ребенка существенна. Шестилетний еще живет в мире игр, он только приспосабливается к системе обучения. Сейчас все больше голосов раздается в пользу отдельного, самостоятельного помещения или даже здания для начальной школы, где были бы спальни для дневного сна детей, игровые комнаты, по-особому организованные классные комнаты...
- Раньше большинство детей становилось первоклассниками после детского сада, и поэтому переход к школьной жизни у них был плавным, органичным. Сейчас же по разным причинам далеко не все ребятишки посещают сады.
- Отечественная система дошкольного воспитания, складывавшаяся десятилетиями и дававшая ребенку необходимые навыки и умения, которые позволяли ему без особых усилий становиться школьником, была просто замечательной, наш опыт перенимали развитые страны. Остается только сожалеть, что теперь она доступна не всем. Наш университет по заказу Московского комитета образования вместе со школьными психологами на базе учебных учреждений провел предварительное обследование будущих первоклассников и разработал для учителей начальных классов систему рекомендаций. Обычно педагогу требуется длительное время, чтобы распознать способности всех сидящих в классе учеников, ведь у каждого - свой темп и ритм учебы, свой характер и особенности, а психологи могут гораздо раньше подсказать, к чему способен тот или иной ребенок.
- Что бы вы посоветовали родителям первоклассников?
- Можно заметить две крайности в поведении взрослых - одни, приписывая своему ребенку те способности, которые хотели бы видеть в нем, и не получая адекватного результата, переходят в позицию жесткого давления, что, с моей точки зрения, совершенно недопустимо. Другие же, напротив, проявляют полное равнодушие к тому, как ребенок учится, взваливая всю ответственность за его успехи или неуспехи на школу. Даже не знаю, какая из этих двух позиций более вредная.
- Некоторые медики не считают лень школьника таким уж большим грехом и порой даже рекомендуют ему пропускать занятия. С ведома взрослых, конечно. Что скажете по этому поводу?
- Иногда "лень" является просто защитным механизмом, который оберегает ребенка от перегрузок. Тогда ученику позволительно сделать небольшую передышку, отдохнуть. А вообще проблема лени часто связана с потребностно-мотивационной сферой. Есть одаренные дети и мотивированные, есть обычные, для которых склонности к подвижным видам деятельности больше, чем, к примеру, к знаниям в точных науках - такой ученик любыми способами отлынивает от занятий по тем или иным дисциплинам. Есть лень как способ жизни, как форма социального поведения, как игра. Есть вообще дети, не способные ни к чему... Но главным образом, на мой взгляд, проблема ленивого ученика вытекает из содержания и методов обучения.
Кстати, в Москве с этого года будет работать школа для особо одаренных детей. Они - своеобразная группа риска, небольшая по количественному составу, но весьма непростая. У этих детей, как правило, гипертрофирована какая-то одна специальная способность, но при этом существует сильный разрыв между личностным развитием и развитием этой способности. Личность у ребенка, к примеру, может быть развита, как у семилетнего, а на самом деле ему 13 - 14 лет.
- Что движет ребенком в школе? Честолюбие, желание получать хорошие отметки? Что делать толстой девочке и прыщавому мальчику с их комплексами?
- Комплексы есть и будут, потому что связаны с индивидуальными особенностями, потому что школьная пора - это период роста человека как социального существа. Но если учебное заведение для ребят становится не на словах, а на деле вторым домом, то все комплексы у ребят снимаются. "Толстые" прекрасно играют характерные роли в школьном театре и несказанно от этого счастливы, не способные к математике "троечники" отстаивают честь школы на спортивных соревнованиях и бьют рекорды. Я знаю школу, где несколько девочек издают великолепный школьный журнал. И они имеют там непререкаемый авторитет, хотя учатся далеко не на пятерки.
Многое также зависит от того, какая психологическая служба в школе. Есть школьные психологи, которые про каждого ребенка знают гораздо больше, чем его родители и которые ведут среди учеников большую профилактическую работу.