РОБИНЗОНЫ С ПОЛЮСА ХОЛОДА

Экзамен на выживание, который пришлось выдержать этим двум парням, оказался покруче, чем для участников шоу "Последний герой". Да еще и сдавать его пришлось не в экзотических тропиках, а в сибирской лесотундре. Супруги Евдокия и Иннокентий Старостины послали 15 июля своим родственникам в Усть-Неру телеграмму: "Нас постигла беда. Месяц назад пропал наш 16-летний сын Артур, который ушел с товарищем на рыбалку и не вернулся. Умоляем, помогите, чтобы не прекращали поиски по линии МЧС..."

А все началось с рядовой рыбалки, на которую отправились вечером 13 июня два паренька из якутского поселка Юнкюр. Поселок этот маленький, известен разве тем, что расположен у самого полюса холода Северного полушария да еще поисками снежного человека, которые тут велись в прошлом году...
Друзья - 16-летний Артур Старостин, только что окончивший среднюю школу, и 19-летний рабочий котельной сельского клуба Анатолий Аммосов пошли на реку Сартанг - она рядом с поселком. Дело привычное. Срезали длинные прутья, приспособили лески с крючками - удочки готовы. Забросили раз-другой - не понравилось. Перешли на небольшой приток реки - Таастах, клев пошел. Наловили десяток-другой хариусов и ельцов. Развели костер, сообразили рыбный шашлык, поели и стали готовиться ко сну, чтобы с восходом солнца снова взяться за удочки. Только было собрались прилечь, как услышали на ручье какие-то всплески. А выглянув из-за кустов, увидели, что неподалеку возится медведь, то ли купается, то ли за рыбой охотится.
Пес Аргыс заворчал, и это насторожило косолапого, он поднялся на задние лапы и повернулся к ребятам. Зверь оказался огромным, а угрожающий вид не предсказывал ничего хорошего. Испуганные Артур и Анатолий дернули через речку в сопки, в противоположном направлении от Юнкюра. Медведь было двинулся за ними, но соблазнился остатками ужина у кострища. А беглецы, даже потеряв его из виду, продолжали уходить - подальше от опасности. Остановились, когда стало невмоготу. Прислонились к деревьям и моментально провалились в сон. И только проснувшись, Артур и Анатолий поняли, что убежали неизвестно куда.
Дальше шли наугад. Позади сопка за сопкой - на них ребята забирались, чтобы осмотреться на местности, дни и ночи, счет которым быстро был потерян. Все, что у них осталось, - это перочинный нож, коробок спичек, леска и два рыболовных крючка.
Старательнее всего от влаги прятали спички. Использовали только для ночного костра, кое-как спасавшего от тучи кровососов. Но больше всего доставал голод. Середина июня, горная тундра едва оживает. Отыскивали прошлогоднюю ягоду. От нее резь в желудке, да еще добавилась простуда после холодного дождя. Не просыхающие куртки и штаны не спасали от озноба. А они все шли, согреваясь ходьбой.
Пес то шнырял по кустам и кочкам, то куда-то пропадал в поисках чего-то съестного, не брезговал мышами. Это помогло мало, Аргыс стал похож на привидение - скелет в шерсти да и только. Однажды он исчез бесследно. Обессилевшие парни не стали его искать. Надежда была на рыболовные крючки и леску - с ними можно было попытать счастье у какой-нибудь реки, однако встречались лишь небольшие ручейки. Когда со счета дней сбились окончательно, неожиданно повезло: наткнулись на чье-то зимовье. В избушке обнаружили соль, чай, спички и целых три килограмма муки. Артур тут же принялся за стряпню. Сделал густое месиво на воде, размял по частям и побросал на раскаленную чугунную плиту. Полусырыми лепешками кормились еще два дня.
... Все это время их искали, хватившись уже на второй день после ухода на рыбалку. В тундру вышел весь поселок. Подключились с другой стороны и жители ближайшего от Юнкюра - 120 километров - села Барылас. Результаты оказались неутешительными. Тогда обратились к главе Верхоянского улуса Константину Стручкову, а тот, в свою очередь, - в Якутск, в Министерство по чрезвычайным ситуациям.
10 июля в МЧС поступило донесение: "Поиски двух пропавших результатов не дали, но они продолжаются нашими патрулями. Прибежала собака, которая была с пропавшими, ее на лошадях отвезли обратно в район поиска. А.Быков".
Неимоверно отощавший Аргыс нашел дорогу к людям, только не к Юнкюру, а к расположенному от него в 120 километрах Барыласу. Наверное, ребятам следовало бы идти за ним. Все-таки, говорят, у собаки в 500 раз нюх острее, чем у человека. Но Артур и Анатолий промахнулись мимо Барыласа километров на 60-80. К сожалению, и их четвероногий спутник не смог вывести поисковиков на след заблудившихся.
Из оперативной сводки МЧС: "Миновали 30 суток поиска, район вероятного местонахождения заблудившихся не определен. Поиск проводился максимально интенсивно. Использовано 12 летных часов вертолета".
После такого известия родителями Артура и была отправлена родственникам в Усть-Неру беспокойная телеграмма, с которой мы начали свой рассказ. По существующему положению для поисково-спасательных работ отводится определенный срок, потом дело передается органам внутренних дел...
А парни в это время метались в предгорьях Верхоянского хребта. В основном почему-то шли с сопки на сопку, не углубляясь в долины, где можно было бы порыбачить. Ноги кровоточили. И все же снова повезло, на пути оказалась охотничья избушка. Но в ней шаром покати - ничего съестного, зато Анатолий разжился здесь более или менее годными резиновыми полусапожками. В той избушке парни решили не засиживаться, поскольку около нее обнаружили довольно свежие медвежьи следы. К тому же голод гнал вперед. Какое там мясо, если в громадах каменистых сопок не хватало даже воды и, чтобы утолить жажду, приходилось срывать сырой ржавый мох и обсасывать его.
Друзья, как могли, поддерживали друг друга, но, переговорив вроде бы обо всем на свете, все больше молчали и замыкались.
Наконец появилось ягодное меню. Встречались кусты с уже поспевшей красной смородиной, а позже и голубикой.
Артур и Анатолий сообразили, что двигаются в южном направлении и придерживались его, поскольку там, где теплее, должны быть и населенные пункты. Когда перевалили через Верхоянский хребет, появились речные долины. Очередь рыболовных крючков все-таки настала. Для наживки использовали слепней. В горных ручьях на удочки попадали хариусы. Это была все-таки еда. Ребята воспрянули.
Наконец, привязавшись к какому-то большому притоку, Артур и Анатолий пошли вниз по течению и однажды, уже не веря себе, услышали рокот лодочного мотора. Побежали из последних сил и увидели двух мужчин, собирающихся отчалить от берега. Те с любопытством оглядели оборванцев: "Откуда такие?" Анатолий с Артуром словно онемели. Только на повторный вопрос ответили: "Мы с полюса холода... верхоянские... Заблудились". Мужики поверили не сразу. Но, отложив рыбалку, покормили окончательно оробевших робинзонов хлебом с тушенкой, напоили чаем и затем перевезли на другую сторону реки, показав, как добраться до ближайшего жилья. Река оказалась Алданом.
- Мы, наверное, одичали почти за два месяца скитаний, - признался Анатолий. - Людей сторонились и даже поселки обходили стороной до самых Соттинцев, откуда ходит паром до Якутска. Голод уже вошел в привычку, а спали в каких-то заброшенных домах у дорог.
Только в Соттинцах они рискнули познакомиться со своим ровесником Владиком. Он оставил их на ночлег и вместе с ними отправился на паром, чтобы попасть в Якутск, где у них, понаслышке, были какие-то родственники. Но прежде всего переночевали в Якутске у родственников Владика. После стали одни ходить по городу в надежде встретить знакомые лица.
- На улицах было страшно, - говорит Артур, - меня вроде привозили в Якутск только в четыре года. Толя вообще никогда не был в городе. Всего пугался - столько людей, такие огромные дома и стройки. Мы даже не знали, как дорогу переходить. Машины, машины, машины...
И надо же случиться такому: вдруг увидели вышедшую из хлебного магазина вроде бы землячку. "Роща! Роща!" - закричали как в лесу. Девушка, увидев двух заросших, ободранных и тощих субъектов и приняв их за бичей, испугалась. Потом одумалась: "Откуда знаете, что я - Роща?" А когда присмотрелась, закричала сама: "Артур, Толя! Вы откуда? Вас уже почти похоронили!" На самом деле девушку звали Роза, а Роща - ее школьная кличка, знать об этом могли только ее однокашники-юнкюрцы.
Так закончилось 54-дневное невольное путешествие двух парней, преодолевших около тысячи тундровых и горных километров.
Роза привела их к родственникам. Анатолий поселился у дяди. Артура приютила двоюродная сестра Анжела, у которой уже находилась и ее тетя, Анна Галузо, приехавшая из Усть-Неры после получения тревожной телеграммы. Здесь мы и выслушали всю историю робинзонов с полюса холода.
Напоследок спросили, как себя чувствуют, имея в виду здоровье, но они заговорили о другом. Оба огорчаются, что доставили столько беспокойства своим землякам. Анатолий, кроме того, сокрушается, что упустил время для заготовки сена. Он без матери, живет с отцом и бабушкой, которая, по слухам, слегла после пропажи внука. В редакции газеты "Якутия" собрали ребятам кое-какую одежду. Дело за малым: чтобы попасть обратно в Юнкюр, Анатолию нужны деньги на самолет. Дорога, как известно, сейчас дорогая, встанет в шесть с лишним тысяч рублей...