КОМБАЙН КОСИТ

Студент из Ростова-на-Дону разработал устройство, позволяющее комбайну "Дон-1500" обходиться без дизельного топлива. Благодаря новшеству двигатель сможет работать за счет сжигания незерновой части урожая - соломы и половы.

Сенсации порой рождаются тихо и незаметно. В одной из аудиторий конструкторского факультета Донского государственного технического университета летом нынешнего года шла защита дипломного проекта. Худенький вихрастый паренек (кстати, отличник - за пять лет учебы лишь одна четверка в зачетке) доказывал седовласым профессорам, что дорогое дизельное топливо, используемое при уборке урожая, вполне можно заменить тем, что валяется в буквальном смысле под колесами комбайна - соломой и половой. В своей работе студент в качестве поставщика энергии рассматривал полову - пустые оболочки, остающиеся после обмолота зерна. "Полова компактнее, ее измельчать не надо", - объяснил он выбор сырья ученым мужам. При этом солома тоже годится на эту роль, так как ее теплотворная способность по отношению к нефти составляет 60 процентов.
По предлагаемой Олегом Полушкиным, выпускником ДГТУ, схеме после обмолота зерна полова поступает в отборник - специальный лоточек. Затем транспортируется наверх, прессуется и отправляется в газогенератор. После неполного сгорания (так задумано) образуется газ - СО. Он-то затем и является движущей силой для комбайнового двигателя.
Установка, весящая не более 200 килограммов, ненамного увеличит стоимость комбайна. Зато в эксплуатации он быстрее окупит себя, так как расход дизельного топлива уменьшается при этом на восемьдесят процентов. Для намолота одного бункера зерна - 3,5 тонны - потребуется 100 килограммов половы. Это всего лишь 1/48 часть того, что "пережевывает" в своем чреве комбайн, намолачивая этот самый бункер.
Члены комиссии придирчиво разглядывали чертежи, выполненные на ЭВМ в современной машинной графике, и засыпали выпускника каверзными вопросами. И на все из них находились четкие ответы. Система защиты от пожара автором предусмотрена. В частности, зола, попадая на поле (к слову - в виде весьма полезного удобрения), проходит несколько ступеней охлаждения. Вредных веществ в атмосферу будет попадать гораздо меньше, чем от использования обычного дизельного топлива. Одним словом, плюсы студенческой работы очевидны.
Но предложение на первый взгляд кажется чересчур революционным и маловероятным в практическом применении. Прокомментировать эту работу мы попросили доктора технических наук, профессора кафедры "Сельскохозяйственные машины и оборудование" Донского государственного технического университета А.Д. Чистякова:
- Ничего несбыточного в данной идее не вижу. Тем более что в историческом аспекте она уже имела место. Достаточно вспомнить автомобили, работавшие в 30-е годы у нас в России на твердом топливе. Запасся автомобилист вязанкой дров и - поехал. Так называемые послевоенные полуторки - вспомните фильмы начала 50-х - тоже были оборудованы приспособлениями для сжигания дров и переработки их в газ.
Сейчас проблема применения возобновляемых, более экологичных источников энергии приобрела актуальность в связи с двумя обстоятельствами. Первое - постоянный рост цен на горючее, получаемое из нефти и, соответственно, значительно повышающее себестоимость сельхозпродукции и снижающее ее конкурентоспособные качества. Второе - проблема утилизации пожнивных остатков. Ежегодно в России, помимо зерна, производится от 70 до 140 миллионов тонн незерновой части урожая - соломы и половы. На нужды животноводства идет от 3 до 10 процентов этого количества. Запахивание пожнивных остатков требует затратных, энергоемких технологий. Поэтому в большинстве хозяйств идут по самому простому пути и сжигают незерновую часть урожая, что наносит непоправимый вред флоре и фауне. После сожжения огромных скирд почва восстанавливается через 35 - 40 лет. С каждым сжиганием валков скошенной соломы индекс плодородия почвы уменьшается на 1/7 часть. Административные методы борьбы с такими поджогами эффекта не дают.
А теперь о самой установке. К ней наш выпускник шел три года, сделав вначале две курсовые работы, в которых частично решалась поставленная задача. В дипломной работе он предпринял весьма успешную попытку решить научную задачу в комплексном виде. Вполне возможно, что внедрение предлагаемой установки даст толчок к применению в сельскохозяйственном машиностроении огромного шлейфа новых технологий.
Работа прошла экспертизу в конструкторском бюро "Ростсельмаша", где получила у специалистов высокую оценку. Она значительно повышает планку уровня обычных студенческих работ.
Между тем до промышленного применения предстоит долгий путь, связанный с комплексом опытно-конструкторских работ. Понадобятся и финансовые средства, необходимые для создания опытно-промышленного образца. Но уже сейчас ясно, что студентом выполнена работа пионерного плана, которая может стать событием не только российской науки и практики.
Комбайн косит и сам себя обеспечивает горючим - разве это не заманчиво?