КТО ВЫ, ФРАУ РИФЕНШТАЛЬ?

Искусствоведы едины в том, что Лени Рифеншталь остается самой талантливой и знаменитой среди женщин-режиссеров Германии. Ее фильмы и фотовыставки стали частью истории страны. И тем не менее сложно воздавать почести этому человеку, хоть и отмеченному наградой "Спио", присуждаемой за "исключительные заслуги перед немецким кино".

Одни ею восхищаются, другие ее презирают. Какая же вы на самом деле, фрау Рифеншталь?
Только что в канун своего столетнего юбилея она закончила фильм - первый после полувекового творческого отшельничества. Документальную ленту "Грезы подводного мира" (Impressionen unter Wasser), которая выйдет в сентябре на экраны ФРГ, режиссер снимала тридцать лет, сама вместе с оператором спускаясь в морские пучины более двух тысяч раз. В 1974 году в Кении ей запретили нырять "по причине возраста". Тогда она переделала год рождения: 1902 на 1922 и провела под водой еще многие часы. Последнее погружение совершила несколько недель назад на Мальдивах, знаменательное не только в связи с возрастом, но и потому, что два с половиной года назад потерпела аварию на вертолете и страдает с тех пор от болей в спине.
Героизм неординарной личности, запредельность сил и воли, невиданные высоты преданности профессии...
На заре своей творческой карьеры она казалась специалистам и зрителям неким симбиозом, смешением наивности и амбиций. Стремление замкнуться в собственном мире и тщеславие удивительно уживались в двадцатилетней танцовщице, что особенно ярко проявилось уже во время ее первого турне по Германии в 1923 году, когда Лени с оглушающим успехом дала 70 концертов менее чем за шесть месяцев. Она была исполнительницей, хореографом, режиссером, сама разработала костюмы и сама их шила, никого не пуская в мир своих сценических исканий.
Но в первых же киноролях Рифеншталь охотно идет на компромиссы с теми, от кого зависит ее судьба, ищет союзников, не обращая внимания на их политические взгляды или человеческие пороки. Именно таким образом ей удается в 1926 году одолеть основную конкурентку на главную роль в фильме "Святая гора" - будущую звезду мирового экрана Марлен Дитрих. После киноленты "Белая пещера Пиц Палу" ("Die weisse Holle vom Piz Palu") в 1929 году актрису замечает Геббельс и уже не оставляет своими милостями до самого краха "третьего рейха".
Чуть позже корреспондент журнала "Кинокурьер", взявший у Лени интервью, спросил, какой из фильмов произвел на нее наибольшее влияние. Она без промедления ответила: "Броненосец "Потемкин", очень огорчившись, что он был к тому времени запрещен для показа в Германии. Что поразило Рифеншталь в этой картине? Мастерство Сергея Эйзенштейна, "бунтарский дух", необузданная ярость угнетенных и униженных...
С приходом нацистов к власти в Германии она снимает фильмы "Триумф воли", "Олимпиада", "Низина" ("Tiefland"), делает кинорепортажи со съездов фашистской партии, а с началом второй мировой войны отправляется на фронт в Польшу.
Проданный талант, шагающий рядом с политическим заказом, - явление типичное для всех диктаторских режимов.
Сейчас она говорит, что многое "ее заставлял производить Геббельс", а фильмы с партийных сборищ - "сам фюрер". Но тут же добавляет, что "никакой рекламы для Гитлера не выпускала. Просто мои фильмы были использованы в рекламных целях". Она вроде бы даже "отрицательно относилась к фильмам о Гитлере" и "скандалила со Штрайхером" - ярым расистом.
Но очень лукавит столетняя, впрочем, сохранившая прекрасную память фрау Рифеншталь, ранее признававшаяся, что "уже речь фюрера в берлинском Дворце спорта в 1932 году привела ее в полный восторг". Потом о своем восхищении нацистами она говорила при каждом удобном случае, а главное, беззаветно служила им. Преданного режиму режиссера осыпали наградами и деньгами. Второй человек в "рейхе" Мартин Борман неоднократно лично финансировал ее, нацисты начали для Лени строительство собственной огромной киностудии, оснащенной самым современным оборудованием, не сумев довести до конца лишь из-за начавшейся войны. Об "особой" близости кинодеятельницы к фашизму рассказывал и ее многолетний любовник Луис Тренкер, поведавший, в частности, о том, что "Лени танцевала голой перед Гитлером".
Весной 1945 года режиссера Рифеншталь арестовывают в Австрии. На допросе у офицера 7-й американской армии она упорно повторяла, что "была только художником и действовала в интересах искусства". То ли офицер оказался чрезмерно доверчивым, то ли его покорила своей красотой все еще прекрасно выглядевшая в 43 года дама, но он написал в отчете высокому начальству: "Вполне возможно, что она действительно не знала, что происходило в стране. Она, наверное, никогда не понимала и не понимает сейчас, что ее жизнь оказалась посвященной искусству, которое помогало фашистам и восхваляло чудовищный режим".
Против нацистского режиссера (и "в ответ" ею самой) возбуждалась бесконечная череда судебных процессов и контрпроцессов, так или иначе связанных с ролью и деятельностью Лени Рифеншталь в годы гитлеризма. Ее высказывания переполнены противоречиями и откровенной ложью. В 1976 году она вдруг заявляет, что "узнала о существовании лагерей только после войны". Эта формула была очень распространена в то время. Мне приходилось выслушивать такие же заверения даже от тех, кто жил на взгорье рядом с Бухенвальдом и вдыхал сладковатый запах, разносившийся по окрестностям из печей лагерного крематория, - эти люди тоже "ничего не знали" о страшных преступлениях, творившихся у них буквально перед глазами.
В своих мемуарах, отвергая обвинения, Рифеншталь пишет, в частности, что "не отбирала для съемок фильма "Низина" цыганских детей в концлагерях: "Цыгане, взрослые и дети, были нашими любимцами", хотя в действительности практически все они погибли в Освенциме, возвращенные туда сразу же после съемок. "Она не чувствует, - пишет "Берлинер цайтунг", - никакой необходимости для самозащиты". "О чем я должна сожалеть? - вопрошает нацистская пособница. - О том, что я жила?" Правда, два года назад на фотовыставке в Берлине она сказала: "Я жила в третьем рейхе со всеми его ужасными преступлениями. Мы оставили чудовищное наследство". Но ни слова о прощении, ни слова личного покаяния.
Кто же вы, фрау Рифеншталь, отмечающая свое столетие с нимбом блистательного кинорежиссера, но с несмываемым коричневым пятном на совести? Подручный палача и одновременно его жертва? Столетний юбилей она отметит на баварской вилле, что на берегу озера Штарнбергерзее. Приглашено много гостей, особенно из мира кино и спорта, из Германии и из зарубежных стран. Будут теннисный король Борис Беккер и знаменитый скалолаз Райнхольд Месснер. Будут также фокусники Зигфрид и Рой из Лас-Вегаса - эта пара будет особенно к месту на торжествах...