ЧТО ГОД УЧЕБНЫЙ НАМ ГОТОВИТ?

Россия - страна учеников и учителей. В системе образования воспитанники детских садов и интернатов, школьники, студенты, аспиранты, преподаватели начальных, средних, профессиональных и высших учебных заведений, университетская профессура...

Все эти граждане от мала до велика, кто с надеждой, а кто и с тревогой, ждут нового учебного года. Студенты, к примеру, предвкушают повышение с 1 сентября минимальных стипендий до 400 рублей. Вот уж будет где развернуться молодым аппетитам: если раньше на 200 стипендиальных рублей можно было для поддержки растущего организма купить два килограмма мяса, то теперь - четыре. Учителям тоже бросили бюджетную "косточку": с 1 октября их зарплата возрастет в 1,33 раза. Правда, в некоторых регионах, где муниципалитеты бедны, как церковные мыши, педагогам до сих пор не выплатили получку за летние месяцы.
Придет ли когда-нибудь конец уже вошедшей в практику безобразной, позорной для власти ситуации с финансированием учителей? Открывая 26 августа всероссийский интернет-педсовет, заместитель председателя правительства РФ Галина Карелова заявила, что в соответствии с законом о разграничении полномочий ответственность за зарплату бюджетников будет возложена на субъекты Федерации, а в ведении муниципальных органов останутся обеспечение материальной базы школ, закупка оборудования, вопросы противопожарной безопасности. Понятно, что субъектам Федерации с новой "школьной задачей" вряд ли удастся справиться без помощи федеральной власти. По словам Г.Кареловой, начиная со следующего года доля налоговых поступлений в региональные бюджеты будет увеличена, что должно стать "главной гарантией выполнения субъектами Федерации функций по выплате заработных плат". Кстати, в Москве не с октября, а уже с 1 сентября на 30 процентов по отношению к единой тарифной сетке возрастут так называемые "лужковские надбавки" к учительским зарплатам. Таким образом, средняя зарплата столичного педагога увеличится до 5750 рублей в месяц, хотя, надо признать, что при жуткой дороговизне жизни в мегаполисе это тоже крохи.
Всех россиян волнует ход школьной и вузовской модернизации, начавшейся два года назад, после памятного заседания Госсовета. Министр образования Владимир Филиппов в недавней беседе с журналистами назвал точное число школ, отрабатывающих в режиме эксперимента разного рода новации: 1734. Одни начинают учить детей с шести лет, другие уже со второго класса вводят у себя уроки иностранного языка, третьи обрушивают на головы семилеток информатику. Между прочим, совсем недавно на одной из министерских коллегий сам Владимир Михайлович усомнился в полезности компьютера для здоровья младших школьников и даже заговорил о возможной приостановке эксперимента. Старшеклассникам же в предстоящем учебном сезоне придется столкнуться сначала с предпрофильным, а затем и профильным обучением. Это когда ученик в свои пятнадцать-шестнадцать лет должен определиться, в каком направлении дальше грызть гранит науки - гуманитарном, математическом, физико-техническом или биологическом.
Больше всего споров и пересудов по-прежнему вызывает единый экзамен. Весной нынешнего года ЕГЭ сдавали 620 тысяч выпускников школ в 47 субъектах Федерации. Многие ребята поступили по результатам экспериментального пока экзамена в высшие учебные заведения - документы "егэшников" принимали 464 вуза. Эксперты пристально следят за ходом ЕГЭ, а затем работают над организационными ошибками и накладками, совершенствуя как саму процедуру экзамена, так и контрольно-измерительные материалы. В новом учебном году к эксперименту собираются присоединиться новые регионы, в частности, Москва и Санкт-Петербург.
Все чаще в устах управленцев от образования звучит новое словосочетание: "школа полного дня". В таком учебном заведении жизнь не замирает после уроков, а, напротив, начинает бурлить с новой силой, чтобы закончиться лишь поздним вечером. Откроют двери спортивные залы, секции, кружки, студии, самодеятельные театры. Родителям в таком случае не придется волноваться за своих чад, болтающихся по улицам неизвестно где и неизвестно с кем, они будут под присмотром все тех же учителей и воспитателей-затейников всю вторую половину дня свободно раскрывать свои творческие способности.
Идея, в общем-то, неплохая, но есть здесь и вопросы. Например, останется ли у детей хоть какое-то время для общения с родной семьей, для прогулок на свежем воздухе? Не слишком ли много школы на одну маленькую жизнь?
Кроме того, министр Филиппов пообещал, что осенью в Государственную Думу будет внесен законопроект о создании при каждой российской школе попечительских советов. В них войдут бывшие выпускники, представители местной власти и бизнеса. Последним уделяется особая роль, поскольку главная задача попечителей во все времена -материальная помощь учебным заведениям. Буквально в первые недели сентября школы начнут открывать свои внебюджетные счета.
"Труд" уже писал о том, как много еще в российских селах ветхих школ, не отвечающих элементарным санитарным и противопожарным нормам. Но есть и отрадные новости. К новому учебному году построено 279 новых школ. Кстати, 22 из них - в Чечне.